Законы Космической Эволюции
Содержание
Закон Кармы
Закон Перевоплощения
Развоплощение
Переход в Тонкий Мир
Низшие слои Тонкого Мира
Пребывание в средних и высших слоях Тонкого Мира
Путь к воплощению
Данная брошюра представляет обобщенное изложение сущности двух основных Космических Законов:
Кармы и Перевоплощения, составленное на основе книг Учения Живой Этики и сопутствующей ей духовно-этической литературы.Законы Космической Эволюции
Человек в земной жизни подвержен действию трех основных законов эволюции: Кармы, Перевоплощения и Свободной воли.
Закон Кармы
Карма
— это сама жизнь, а не только судьба или рок. Не будет кармы, не будет условий, удерживающих человека на Земле, вовлекающих его в новые рождения и смерти. Существует карма этой жизни — человек живет. Изжита карма — человек умирает. Из тонкого мира карма втягивает его в новое рождение. У человека с неразвитым сознанием, у первобытного, карма была примитивной, у развитого — сложной. Кармы не будет, когда человек пройдет путь эволюции на планете и разовьет сознание настолько, что его действия не будут порождать следствий. Но тогда отпадет и необходимость иметь физическое тело.Под законом кармы понимается закон причинно-следственных связей. Этот закон осуществляет космическую справедливость, приводя каждую причину и каждый поступок к соответствующим следствиям. В заповедях Моисея говорится: “Око за око, зуб за зуб”. В соответствии с этим законом все условия текущей жизни являются следствиями совершенных человеком действий в предшествующей жизни или частично в этой. Человек реагирует на эти условия действиями и порождает новые следствия, которые формируют условия следующей жизни, и т.д. Выбор действия осуществляется самим человеком по его свободной воле. Нужно помнить, что все то, что идет против эволюции, считается злом, что способствует эволюции
— добром. Потому человек в зависимости от уровня развития сознания, культурного уровня и духовности реагирует соответствующим образом на текущие условия и наживает соответствующую карму. Если человек совершает действия, причиняющие зло ему самому или людям, то он терпит страдания. Если результатом действий будет добро, то будущими условиями его эволюционный процесс ускоряется. Каждым действием и следствием человек наживает опыт, посредством которого он развивает свое сознание. Не может быть опыта отрицательного. Отрицательные результаты, особенно многократно повторяемые, вызывают сдвиги сознания в противоположную сторону.Предположим, что человек неоднократно спотыкается об одно и то же препятствие. В конце концов, даже самому ленивому надоедает, и он принимает какое-либо решение: либо не пойдет этим путем, либо уберет препятствие, либо хорошо запомнит и найдет способ его преодолеть. Вариантов реакций на препятствие может быть множество, и человек по закону свободной воли и в зависимости от уровня развития сознания совершит то или иное действие.
Все события, начиная с момента рождения и кончая моментом и условиями смерти, кармические. Любые события жизни, любые ее условия, будь то болезни, бедность, “удары судьбы” и др.
— все это не ниспослано на человека кем-то, а сформировано, нажито им самим, и он обязан сам изжить их. Никто их не отменит, но человек может их утяжелить или облегчить.В Бхагавад-Гите сказано, что каждый поступок, совершаемый нами для себя, обратит свое действие на нас же самих. Если он хорош, нам придется нести хорошие последствия, если плох
— мы получим дурные результаты. Но всякое действие, совершаемое не ради себя, каково бы оно ни было, не обратит на нас своего действия.Человек
— существо коллективное. При постоянном общении с другими людьми он совершает относительно них те или иные поступки и формирует соответствующую карму. Доставляя другим страдания, нанося вред, он кармически становится зависимым от этих людей — так появляются кармические долги, по которым нужно будет платить.В Агни Йоге говорится: “Мудрый философ, проданный в рабство, воскликнул: “Благодарение! Очевидно, могу заплатить древние долги!” Император, прозванный Золотым, ужаснулся: “Роскошь преследует меня, когда же смогу заплатить долги мои?” Так мудрые люди мыслили о скорейшей уплате долгов своих. Они понимали, что бывшие жизни, наверно, не обошлись без задолженностей. Сколько платы должен человек иметь, чтобы спешить с расплатой”. Но, платя и получая старые долги, мы все
время делаем новые, за которые тоже когда-нибудь придется расплачиваться.Иногда можно наблюдать, как человек совершает какие-то действия почти без возможности успеха, но что-то заставляет его так действовать. Подобные
действия обычно бывают неплохими по сути, но они оплачиваются часто несправедливо. Все это кармические платежи. Получающий, конечно, забыл о них и растерял по пути многие духовные накопления. Но платящий стремится отдать никому не нужный долг, который будет заплачен, если даже его не сумеют принять. Можно также наблюдать платеж за других, близких по сердцу лиц.Но может быть и другой случай, когда пострадавшего нет в физическом мире. Не будучи в состоянии исправить или загладить свою вину перед пострадавшим, причинивший страдание может улучшить свою карму добровольной жертвой другим и незнакомым людям. Конечно, карма догонит и поставит его лицом к лицу с жертвой, но искупление уже будет выше качеством, ибо его существо уже возвысилось принесенной жертвой
.Можно наблюдать людей, вовлеченных в карму. Можно заметить, что каждое доброе действие встречает какое-то противодействие от того, кому стремятся помочь. Тем подтверждается наличность особой энергии, называемой охранительницей кармы. Каждый может припомнить, что его полезные советы вызывали отпор самый необъяснимый.
* * *
В процессе эволюции сознания меняется отношение человека к поступкам. У первобытного человека поступки подразделялись на плохие и хорошие в зависимости от приносимых ими ему пользы или вреда. Этим же определялась и реакция на жизненные условия. Но эволюционирующее сознание сформировало существенный фактор поступков и действий
— свободную волю, которая стала преобладать при формировании кармы. Благодаря наличию свободной воли, побуждения поступков человека колеблются между его высшим я и низшей природой. Это делает человека творцом своею содержания, внутренней сути, но вместе с тем и творцом кармы, ибо всякое его решение, правильное и неправильное, всякий поступок (добрый и злой), всякое желание и всякая мысль создадут в соответствующие мирах соответствующие следствия, и все это вместе взятое создаст тот комплекс условий, ту карму, которая определяет будущее воплощение, его характер и способности, жизненную цепь положительных или отрицательных событий: болезней, встреч, несчастий и радостей, катастроф и подвигов, а также их количественное и последовательное проявление, то есть продолжительность и характер жизни.Свободная воля может даже состязаться с кармой, внося в нее изменения. Полное осознание поступка и его вредоносных последствий для других людей с исключением повторения при любых жизненных условиях значительно поднимает сознание. Это явление еще называют полным осознанием, или раскаянием, представляющим мощную энергию свободной воли человека, которая может дать поворот пути
.* * *
Некоторые верования предписывают, чтобы люди сообщали другим о своих поступках. Нет сомнения, что такие исповеди имеют значение в образовании ясного сознания, но эго будет лишь первичной ступенью. Нужно приготовить себя, чтобы оценка была самостоятельна. Человек стоит перед своим Руководителем и должен сам понять, что имеет особо положительное и отрицательное значение. Только сам человек может осознать источник своих действий.
Лишь немногие выбирают сразу правильное направление. Большинство из одного заблуждения впадают в другое. Низшая природа человека часто берет верх и сталкивает его с правильного пути. Часто, не считаясь и не сообразуясь с общим ходом эволюции, люди ставят себе особые задачи, которыми собираются достичь своих особых целей, но порождают массу ошибок. В этом случае действует обратный удар, приносящий за ошибку страдание, за правильный поступок
— успех.Неудачи будут следовать за ошибками и вызывать страдание до тех пор, пока человек не поймет нецелесообразность нарушения космических законов и не осознает, что к истине ведет только один путь. Остальное
- иллюзия. Лишь наученный страданием человек находит путь к истине. Земное благополучие и успешное продвижение в эволюции зависит от того, как человек творит свою карму. Если он гоняется за призрачными благами, когда в материальном благополучии видит счастье, тогда карма бьет его, чтобы этими ударами жизни разбудить сознание и скорректировать жизненный путь.Каждый может вспомнить своп недуги, несчастья, катастрофы и разрушения в жизни и может предположить, что все они были следствием неблаговидных действий в прошлом.
Внутренняя жизнь влияет на карму во много раз больше внешней. Любое преступление является лишь малой частью внутренней подготовки. Но насколько длительна такая подготовка! Сколько соседних сознаний было отравлено в ее процессе и сколько лучших возможностей было отринуто - об этом не думают.
По времени карма бывает зарождающейся, зрелой и накопленной. Зарождающаяся карма – это то, что человек создает своими действиями, желаниями и мыслями в текущей жизни. Часть ее изживается в этой же жизни, остальная переносится в следующую.
Зрелая карма
- это те условия, на которые человек реагирует. Это то минимальное количество радостей и страданий, а также условий, которые как следствие перешли из предшествующей жизни, включая продолжительность самой жизни и смерть. Они должны быть изжиты в этой жизни.Накопленная карма
- та, которая по разным причинам не была изжита в предшествующих жизнях и требует для своего погашения особых условий. Она доступна изменению. Значительная часть ее состоит из наклонностей, мыслей, побуждений, которые могут быть усилены или ослаблены.В текущей жизни действуют все три вида кармы одновременно. Часть зарождающейся кармы человек должен изжить в течение этой жизни, и часть ее пойдет на формирование условий следующей. Таким образом, он живет по условиям зрелой и зарождающейся кармы, а накопленная влияет только на характер условий.
Часть кармы, сформированной в этой жизни, подлежит немедленному изживанию. К такому виду относится карма лжи, клеветы, ложных обвинений. Каждое ложное обвинение, подозрение и утверждение немедленно отягощает пославшего, и неразумно надеяться, что последствия лжи можно отложить или скрыть. Именно эти действия, подобно обещаниям, врастают в карму для неотложного изживания. К таким же видам личной кармы относится совершение нецелесообразных поступков, идущих вразрез с накопленным опытом предшествующих жизней.
В каждой жизни человек может изжить ту часть старой кармы, которая настигнет его в данном воплощении, и сразу же начнет новую. При расширенном сознании карма изживается быстрее и легче. В этом случае и новая карма будет более высокою качества, а старая не будет тяжелой, ибо очищенное мышление и, следовательно, очищенная аура совершенно иначе реагируют на обратные удары. Таким образом, человек может выйти из казалось бы заколдованного круга кармы, но только кармы земной, ибо карма не может прекратиться, покуда существуют сознание и мысль. Карма, идущая в соответствии с космическими законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в новые круги и выходя из них.
'Грудная карма не значит низкая. Легкая карма
- карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко среди благополучия человек поднимается на следующую ступень духовного совершенствования. Потому среди мудрых принято считать легкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной д'Арк. Но не ее личная карма требовала костра.Есть несовместимые между собой виды кармы, которые не могут быть изжиты в одном теле. Иногда образуются обязательства по отношению к каким-либо людям, которые для этого должны встретиться. Иногда карма должна изживаться среди определенного народа или в определенном общественном положении, так как было положено основание для подобного рода кармы.
От кармы нельзя убежать или обмануть ее. Совершающие такие действия платят большими страданиями. Агни Йога говорит: “Некоторые люди пытаются обмануть карму. Не говорю о тех, кто о карме вообще не слышал. Но даже знающий о карме пытается обойти ее. Можно представить, как преступник дрожит после злодейства и ждет кары. Но дни проходят, и ничего не случается. Тогда преступник смелеет и
начинает воображать, что преступление его было маловажным или оправдано по каким-то высшим законам. Потом он настолько костенеет, что начинает глумиться над кармой, называя ее выдумкой невежд. Но в самый неожиданный час происходит удар. И человек обвиняет карму в том, что она подстерегала лучшее состояние, чтобы тем сильнее поразить. При этом преступник не думает, что могли существовать многие причины, обусловившие час действия кармы...”Занимающий высокое служебное положение, причиняя страдание какому-либо человеку в первый раз, имел бы, может быть, незначительное следствие за страдания последнего, но безответность породила вседозволенность, и теперь страдания уже могут причиняться многим людям. Трудно даже представить, какую карму такой человек наживает на следующую жизнь, и маловероятно, что его страдания в этой жизни компенсируют хотя бы часть ее.
Карму нельзя устранить, но ее можно облегчить. Это достигается устремленным движением вперед к выполнению высокодуховной цели. Нужно “бежать впереди кармы”. Конечно, карма нагонит, но воздействие условий уже будет другим. Например, одно страдание от нанесенной ему обиды испытывает невежественный человек, и другое
— познавший вред обид, которому обижаться уже не свойственно. В предшествующей жизни он кого-то обидел. В этой жизни ему нанесли обиду, но она не вызвала взрыва негодования, замкнутости или страдания.В Агни Йоге говорится, что карма есть болезнь прошлого, исцеление от нее в будущем. Может устремиться в будущее тот, кто желает освободиться от прошлого. Устремление всем существом охраняет от падений. Карма распространяется на все действия, на все миры. Она может ускориться и удлиниться, облегчиться и усугубиться. Усугубление кармы отражается не только на следующей жизни, но и на пребывании в развоплощенном
состоянии.Люди могут принимать на себя следствия, порожденные другим лицом, но лишь в земном смысле. В духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные человеком причины прежде всего отражаются на его внутреннем, или духовном существе. Потому только духовное перерождение может изменить или, вернее, ослабить реакцию на него порожденных им следствий. Высокий дух может помочь человеку в этом духовном перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух не ощутит высокого порыва к очищению.
Действие высокого порыва или качества может нейтрализовать и превозмочь следствия низших качеств в природе человека и, таким образом, изменить весь характер человека, как бы перерождая его. Лишь сам человек является творцом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего. Потому кто может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного участия?
Не все приобретенные способности могут быть выявлены в одной земной жизни. Причина этому опять-таки кармическая (карма личная и карма всего человечества), физический инструмент еще не приспособлен к выявлению разнородных особенностей нашей индивидуальности. Потому так малочисленны индивиды, обладающие этим высшим даром.
* * *
Некоторые люди считают, что в случае безвыходных обстоятельств они имеют выход из чрезвычайно трудных условий - самоубийство. Но это будет лишь утяжелением следствий. Как уже говорилось, смерть
— явление кармическое. Человек изжил карму, и использованное физическое тело уже не может отвечать условиям новой кармы. Оно сбрасывается независимо от возраста человека. Самоубийство же - явление, совершаемое человеком по его свободной воле. Человек не справился с кармическими условиями, в которые он сам себя поставил, и решил уйти из жизни. Но в следующей жизни он вынужден будет пройти эти условия, только при отягчающих обстоятельствах. Вопрос о самоубийцах более подробно будет рассмотрен в главе о перевоплощении.Карму могут создавать коллективы. Потому, кроме кармы индивидуальной, человек может иметь карму семейную, групповую, партийную, народную, государственную, планетную. Но индивидуальная карма всегда является главной, основной. Причем карма прежде всего складывается из наклонностей, мыслей и побуждений человека, а поступки
- факторы второстепенные. Буддисты говорят: “Карма есть мысль”. Если бы было иначе, то человек никогда не освободился бы от своей кармы. Именно индивидуальная карма, будучи основной, решающей, влияет как на порождение, так и на погашение всех видов кармы. Вредя себе, человек тем самым вредит и другим. В Космосе все связано, все переплетено между собой, и ничто нельзя расчленить, потому и карму индивидуальную нельзя отделить от всех прочих видов кармы – групповой, расовой и т.д.Групповая карма образуется действиями общества, семьи, определенного класса, партии и др. Все, принимавшие участие в образовании такой кармы, должны будут встретиться не только со своими противниками, которым они причинили какой-то вред, но и между собою, чтобы распутать узлы кармы, когда-то завязанные.
Карма больших коллективов; таких как государство и народ, образуется стремлением данного народа и государства к достижению своих целей в течение длительного времени. Такая карма ввергает народы в войны, в которых каждый социум страдает настолько, насколько он был виновен в создании условий, породивших войну.
Можно наблюдать, как карма настигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. За одного злоучастника страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Никто не поймет, как он явлен соучастником преступлений.
Некоторые страны как бы несут на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать разгадку. Но не все причины входят в историю. Несправедливость, совершенная относительно одного человека, может отразиться на целой стране.
Сложность условий современной жизни и ее бездуховность, когда все приносится в жертву личному благу, и та легкость, с которой попираются права другого человека и нарушаются свои обязанности, создают необыкновенную сложность кармических отношений. Она с каждым годом становится все более и более угрожающей, делая жизнь все более невыносимой и затягивая кармические связи людей все туже. Кармический закон решает распутывание таких узлов периодическими катастрофами, после которых очищенное человечество начинает новую жизнь.
Теперь о Владыках кармы. Около этого понятия много смущения. Разве возможно представить себе, чтобы Владыки кармы занимались отвешиванием кармы по порциям всем миллиардам воплощающихся душ! Но и такое нелепое утверждение приходится встречать. В книге Учения сказано: “Силы, явленные для служения Свету, не вторгаются в карму, как думают некоторые, непосвященные в мощь кармы. Силы Света наблюдают за
действиями человеческими, давая направление, но, не вторгаясь в жизнь. Примеров тому много. Вестники появляются, предупреждения посылаются, даются направления и указываются пути, но выбор назначенных утверждений напрягается волей человека. Именно самодеятельность духа может приблизить к лучшей карме. Тем же можно объяснить, почему Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное... Силы Света никогда не вторгаются в кармы человеческие. Закон свободной воли часто не позволяет Им указывать явление, которое кажется неясным”.Агни Йога говорит
: “Часто Нас спрашивают, почему Мы не торопимся уничтожить вредное существо? Эго действие нужно пояснить, тем более что вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от самого негодного до достойного. Потому разящий должен, прежде всего, омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе, отдельно справедливое уничтожение может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть употребляемо очень осторожно”.Действительно, недопустимо пытаться изменить карму умышленно и насильственно. Владыки кармы каждое насилие прибавляют к чаше осуждения, но Они могут облегчить карму там, где усовершенствование и приношение без счета.
Если бы люди поменьше думали о карме и чаще о чистоте и усовершенствовании своих чувств и мыслей, то они преуспели бы гораздо больше. Сам страх порождения новой кармы уже губителен, ибо он парализует нашу энергию, накопление которой есть залог преодоления той же кармы. Много самых чудовищных извращений можно наблюдать около понимания кармы. На Востоке встречаются такие фанатики, которые из боязни усложнить личную карму вмешательством в судьбу ближнего отказывают ему в помощи и даже спокойно смотрят, как тот тонет или гибнет в пожаре, не соображая при этом, что именно отказ в помощи утяжеляет их карму. Кто может сказать, когда и где мы платим свой старый долг? Можем ли мы утверждать, что тот или иной случай или положение, в котором оказался человек, есть всецело его карма? Часто встреча с отягощенным человеком есть именно наша карма, и, отказав в помощи, мы отягощаем себя. Лишь Архат может знать, когда и где он должен вмешаться. Люди же должны протягивать руку помощи там, где сердце это подсказывает, помня закон соизмеримости, и что помощь в духе есть наивысшая. Жизнь так сложна, и потому всегда и во всем следует руководствоваться, прежде всего, целесообразностью.
Так, не порождения повой кармы следует опасаться, но лишь заботиться о ее качестве. Ничтожная карма и принесет ничтожные возможности. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но именно она приносит великие достижения в будущем. Потому люди не должны избегать действий и ответственности, но лишь думать при этом об усовершенствовании своих побуждений и чувств.
Если, оказывая добрую помощь ближнему, человек и принимает на себя долю этой кармы, то такая карма не может отяжелить его духовное развитие, которое одно только определяет карму.
Также если действие или дар, сделанный с высоким побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к той же высокой цели, то порожденная таким образом тройная энергия в обратном своем движении принесет следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не в этом воплощении, а в следующем, ибо, чем больше круг, захваченный действием, тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и возможности, собранные им. Вот почему во всех восточных писаниях указывалось, что помощь, оказанная подвижнику, по своим следствиям превышает все другие. Но именно эта великая истина послужила основанием для самых страшных злоупотреблений со стороны жреческой касты. Люди забыли, что золото и материальные сокровища не имеют приложения в мирах надземных. Потому улучшения кармы нужно искать не в воздержании от действия, но в усиленном развитии
и накоплении духовных сокровищ.* * *
Много непонимания около понятия прощения. Простивший полагает, что он совершил что-то особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощенный думает, что все кончилось, но ведь карма остается за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощенного и тем не утяжелил ее, но сам закон кармы остается поверх обоих участников. Повелители кармы могут до известной степени изменить ее, если огонь очистительный вспыхнет ярко. Но такое пламя нелегко разгорается.
Для достижения хороших последствий решающее значение имеет не только то, как выполняется работа, но также побуждения и мотивы труда, руководящие человеком. Можно выполнить очень полезную работу, но если мотивы, побуждающие к ней, были не чисты, то сама работа теряет ценность. Однако человек не выполняет работу без мотива. Один работает ради денег, другой ради славы, третий ради науки и искусства, четвертый
— ради любви к близким, кто-то трудится для людей ради тщеславия, кто-то стремится заслужить похвалу своей доброте. Но любой мотив человека связывает. Конечно, всякое хорошее дело вернется к человеку рано или поздно, в том или ином виде, но он будет воплощаться до тех пор, пока не научится действовать без личных мотивов, без погони за последствиями.Не заинтересованность в результатах труда есть главное условие создания хорошей кармы. Но труд без заинтересованности будет каторжным. Потому единственным мотивом, который человека не свяжет и не создаст плохих последствий, будет труд, направленный на общее
благо и на выполнение эволюционных задач.* * *
Одно из назначений кармы
— создание характера человека, а так как жизнь складывается из повседневных мелочей, то насколько добросовестно он выполняет свою работу, особенно каждодневные дела, настолько развивается и его характер. Пока человек не научится в каждую свою работу вносить все свое умение и прикладывать к ней все свое старание для ее совершенства, до тех пор он не может выполнять более ответственные задачи и не поставится в условия, поднимающие вверх. Его карма до этого не допустит. Поэтому каждый должен быть велик на своем месте.Работа должна быть свободной, без принуждения. Любовь к ней создает непривязанность к результатам этой работы, ибо, закончив одну, благодаря любви, человек начнет другую. Если он всякий труд превращает в служение эволюции, то такая работа гармонична, красива, изящна. Она превратится в песню, молитву, гимн, вызывая возвышенное состояние духа у творца и окружающих, не говоря уже о потребителях ее результатов.
Не нужно ждать за свою работу награды, поощрения, похвалы и т.п. Все это вызывает заинтересованность и привязывает человека к результатам труда. Награда будет в духовном совершенствовании.
Закон Перевоплощения
Сущность закона перевоплощения заключается в том, что человек целым рядом последовательных жизней на физическом плане бытия приобретает все более и более полный жизненный опыт, который в промежутках между воплощениями, во время нахождения в развоплощенном состоянии, претворяется в способности и характер человека, с которым он является в новую жизнь, всякий раз продолжая предшествующую, начиная с той ступени развития, на которой человек остановился в предшествующей жизни. Это по сути закон, определяющий начальные условия каждой жизни.
Всякая жизнь есть определенный урок, определенное задание, которое нужно выполнять. Если человек успешен в разрешении поставленной задачи, он эволюционирует быстрее, если же менее успешен, то будет возвращаться много раз в ту же обстановку, в которой он не преуспел.
Трудно себе представить тот бесконечный ряд жизней, которые каждый из нас прошел до современного уровня развития и сколько еще придется каждому пройти, чтобы не отстать от эволюции.
Развоплощение
В момент смерти тонкоматериальный человек переходит из физического тела в мир тонкий. В то же время им утрачивается и эфирный двойник. Физическое тело начинает разлагаться, а эфирный двойник еще некоторое время находится около физического тела, после чего через некоторое время он рассасывается в эфирной материи. Вследствие своей уплотненности он может быть виден некоторыми людьми в первые дни после смерти. Часто эфирный двойник принимают за призрак или за душу человека, однако это просто безобидная оболочка.
Переход в Тонкий Мир
Существует широко распространенное среди индусов поверье, что будущее состояние, как до рождения, так и само рождение зависят от последнего посмертного желания человека. Но это посмертное желание, говорят они, неминуемо зависит от образов, которые человек придал своим желаниям, страстям и мыслям в течение своей прошлой жизни. По этой самой причине, чтобы самое последнее желание было бы благоприятным будущему прогрессу, люди должны наблюдать свои действия, контролировать и воспитывать страсти, желания и мысли во время всей земной жизни. Опыт людей, умиравших и
возвращенных к жизни, подтвердил это. Но для того, чтобы появилось такое последнее желание и мысль, необходима длительная повседневная тренировка, или воспитание мышления, которая должна стать образом жизни и войти в привычку, поскольку подобные мысли непроизвольны и не контролируются.Потому в любой момент в сознании должна находиться возвышенная мысль. Некоторые религии рекомендуют постоянно держать в сознании образ Бога путем многократного повторения Его Имени и молитв к Нему, иногда сопровождая чтение четками. Таким образом, даже при случайной, внезапной смерти в сознании останется мысль о Боге. Действительно верующий на каждое проявление условий реагирует молитвой.
Религия говорит: “Идущий к отцам, с ними пребудет. Идущий к Ангелам, с ними пребудет". Идущий к Богу, с Ним пребудет. Назначивший себе наибольшее движение получает лучшее достижение”.
В последний момент вся жизнь отражается в нашей памяти, и выступает из всех забытых закоулков картина за картиной, одно событие за другим. Умирающий мозг вытесняет память сильным чрезвычайным импульсом, и память точно восстанавливает каждое впечатление, доверенное ей в течение периода мозговой деятельности. Те впечатление и мысль, которые были наисильнейшими, естественно, становятся наиболее яркими и переживают, так сказать, все остальное, которое исчезает.
Ни один человек не умирает сумасшедшим или в состоянии бессознания, как некоторые физиологи утверждают. Даже безумный будет иметь свой миг совершенной ясности в момент смерти, хотя и не в состоянии сказать о том присутствующим. Человек часто может казаться умершим, тем не менее между последним ударом сердца и до момента, когда последняя искра живой теплоты оставляет тело, мозг действует, и сущность переживает в этот миг всю свою жизнь вновь. Рекомендуется говорить шепотом у смертного одра и сознавать себя в торжественном присутствии Смерти. Особенно необходимо сохранять спокойствие тотчас после того, как смерть наложила свою требующую руку на тело. Необходимо разговаривать шепотом, чтоб не нарушить мысли отходящего и не воспрепятствовать деятельной работе прошлого, бросающего свои отражения на покров будущего
.Каждая религия, как связь с высшим, находит слова о несказуемом переходе в мир тонкий. Но земное сознание все-таки сохраняет все чувства, которые находятся в мире тонком, хотя бы и претворенные. Самый миг перехода в тонкий мир имеет вид головокружения, то же самое, как при обмороке или начале падучей. Затем следующие чувства зависят от подготовленности сознания. Если оно было омрачено или тускло, чувства не могут претвориться при новом состоянии. Тогда наступает забытье или дремотное блуждание. Состояние не из приятных.
В книгах Р. Моуди и П. Калиновского момент перехода описан достаточно полно по свидетельствам возвратившихся из состояния клинической смерти людей. Все случаи отличаются только сюжетом и действующими лицами, но планы сценариев идентичны. После быстрого движения (эффект перехода в мир тонкий) в большинстве случаев они видят врачей, склонившихся над безжизненным телом, слышат их разговор, пытаются
с ними заговорить, но остаются не услышанными; пытаются помочь или помешать им — безрезультатно; пытаются ухватиться за их руки, но проходят сквозь них. Подумав о близких, они оказываются рядом с ними, видят их, но опять остаются не услышанными. Видят близких умерших, облик которых не всегда соответствует возрасту, но твердо знают, кто из них кто. После этого, одних спрашивают о желании возвращения назад, других просто возвращают, третьи встречают препятствие: стену, которую не в состоянии перелезть, дверь, которую не знают, как открыть, реку, которую не могут переплыть, опушку леса, в которую не могут войти, солдаты на фронте - заграждения из колючей проволоки, которые не могут преодолеть, и т.д. Потом наступает возвращение. Перешедший препятствия назад не возвращается.Весь процесс можно попытаться объяснить. Человек вышел из физического тела и еще не сбросил эфирного двойника. Он утратил инструмент, посредством которого действовал в физическом мире, но его органы восприятия еще действуют. Он слышит и видит, но не может войти во взаимодействие с физическими людьми. Препятствие, через которое он проходит, возможно является сбрасыванием эфирного тела, после которого нет возврата в физическое. О дальнейшей жизни в тонком мире информация может быть получена от медиумов, как это сделано в книге Э. Баркср “Письма живого усопшего”, или от Великих Учителей, как в “Письмах Махатм” или “Агни Йоге”.
Развоплощенный человек занимает одно из состояний тонкого мира, которое соответствует уровню его вибраций. Как уже говорилось, таких состояний столько, сколько людей на планете.
Низшие слои Тонкого Мира
Но вначале человек еще обременен плотскими, иногда очень низменными накоплениями, которые удерживают его в нижних, плотных слоях. Это наиболее мрачное состояние тонкого мира. Оно наполнено развоплощенными сущностями, которые вели низменный образ жизни на земле, - преступниками, алкоголиками, наркоманами, злобными, жадными, похотливыми... Перейдя в тонкий мир, они не утратили своих земных вожделений. Они пытаются получить наслаждение, питаются отбросами человеческих излучений, соответствующих их наклонностям. Они не имеют инструмента для записи и память
физического мозга. Потому никогда не насытятся, никогда не удовлетворят свои потребности.В тонком мире нет солнечного света. Каждая сущность сама излучает снег, цвет и яркость которого зависят от сущности человека, характера его постоянного мышления, качеств его я. Человек не может светиться ярче, если его энергии соответствуют нижним слоям тонкого мира. Но что может излучать житель низших слоев? Потому там и царят сумерки. Эти слои называются темными. Такими же, в зависимости от характера излучений, являются их жители. Это состояние напоминает ад христиан. Еще напомним, что тонкий мир
- это лишь состояние материи определенного вибрационного диапазона. Он нейтрален по отношению к человеку, как нейтральна Природа. Но человечество в силу своего несовершенства населило его нижние слои алчными сущностями из своего числа. Итак, перешедший из физического мира человек в нижних слоях попадает в окружение несовершенных духов, которые набрасываются на него, пожирая тяжелые накопления жизни, каждый своего уровня и характера. Предположим, если человек в прошедшей жизни раздражался, совершал злые действия и употреблял алкоголь, то в нижних слоях с него будут снимать накопления соответствующие развоплощенные сущности и двухпринципные хищники. Алкогольными накоплениями будет питаться бывший алкоголик, и не один, злобными — злобные духи и т.д. Человек сильно страдает от этого, поскольку после перехода чувства обостряются. По мере снятия балласта человек поднимается в более совершенные состояния и, наконец, полностью от них освободившись, поднимается в средние слои тонкого мира, и страдания прекращаются.Ярые, злобные развоплощенные люди, жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени своих страстей. Именно они являются большей частью одержателями и ночными шептунами. Они не могут подняться в более высокие сферы, ибо одно приближение к ним причиняет им страдания, и ткани их начинают разлагаться от прикосновения более чистых флюидов. И мучительность таких ожогов тонкого тела превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев тонкого мира не поддаются описанию.
Низшие слои
— необязательное состояние. В начале говорилось о важности последнего желания и мысли. При переходе последняя мысль определяет направление полета тонкого тела, а устремление ее — дальность. В случае светлого, энергичного устремления тонкое тело, как снаряд, пробивает нижние плотные слои, надолго задерживающие продвижение, мгновенно пролетает через них и достигает высоких слоев. Тем самым исключается время на прохождение этих слоев и те страдания, которые испытывает человек, находясь среди темных духов. Возможно, он поднимется значительно выше своего уровня и затем придется опуститься, но это сделать проще, нежели подняться. Потому последняя мысль при оставлении материи подобна стреле.Можно наблюдать, как к концу физической жизни люди часто принимают облики, соответствующие их внутренней сущности мыслям, желаниям, побуждениям, страстям. Это справедливое качество будет усилено в тонком мире! Жители тонкого мира преображаются: кто просветляется, кто темнеет и даже обезображивается. Мало кто из жителей Запада понимает, насколько справедлив закон такого самопреображения. Люди не думают, что нужно позаботиться о своем облике заблаговременно. Каждая мысль, услащенная притворной улыбкой, расцветает в тонком мире по заслугам. По справедливости каждый отмеряет себе. Он примет заслуживаемый облик. Близкие из физического мира могут видеть его в наиболее ярко запомнившемся образе, но остальные
— по его внутренней сути, которая в тонком мире сформировала облик. Этот облик будет для каждого из людей соответствовать стереотипу, запечатленному сознанием. Например, стереотип зла будет одним у жителя Запада, другим у жителя Востока. И одна и та же тонкоматериальная злая сущность будет принимать различные облики в сознании одного или другого. Но в обоих случаях это будет отталкивающее, неприятное зрелище, вызывающее страх или необходимость защиты. Такими же видят друг друга жители тонкого мира. Вот откуда алкоголикам в состоянии агонии являются видения мерзких сущностей. Но в описаниях жития подвижников есть и другие видения - прекрасные и сияющие — облики светлых и чистых людей. Но редко в современной прессе встречаются такие описания, в большинстве же — жуткие многоголовые чудовища — видения медиумов и одержимых.Переход в мир тонкий сопровождается уничтожением физического сознания, т.е. действительной смертью. И если люди в течение своей земной жизни не подготовились к жизни в тонком мире, то для них переход есть смерть. Но если в течение жизни было сформировано тонкое сознание, человек знал о невидимых мирах и готовился к жизни в них, то, естественно, он сохранит беспрерывность сознания, станет бессмертным. Для начала нужно хотя бы знать о существовании мира тонкого и утвердиться в нем. Потом
— познать его, сотрудничать с ним, постоянно помнить о необходимости сохранения сознания, отходить по окончании каждого дня ко сну с мыслью о грядущей работе в нем, возвращаясь к бодрствованию, вспомнить о сновидениях и т.д. Нужно привыкнуть к состоянию бессменного труда, бесконечного и неустанного. Такое напряжение сознания незаменимо полезно для тонкого мира. Ведь люди обычно трудятся лишь для отдыха, но не для беспредельного совершенствования. Потому, оказываясь в тонком мире, они впадают в растерянность, туман, сон.Некоторые полагают, что за порогом смерти оставляют огорчения, злобу и всяческие обиды, долги и должников, ненависть и неприязнь и нарождаются вновь без этих качеств на земле чистыми и светлыми, достойными вступить в царство вечное.
Именно за пределом смерти ничего не оставляется из перечисленного багажа, но еще приобретается. Человек переходит в тонкий мир со всеми своими пороками и добродетелями. Именно, он вполне сохраняет свой характер. “Язвы духа переносятся в мир тонкий, если они не изжиты на земле”. Также сказано: “сеятель здесь и жнец там”, в тонком мире.
Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь становятся там еще яростнее, и наоборот.
Многие просили бы научить их, как вступить в мир тонкий, но они не знают, как спросить, чтобы не показаться смешными. Так, в утренний час и в вечерний миг привыкнем к мысли о переходе в мир прекрасный. Пусть он будет для нас Прекрасным.
Пребывание в средних и высших слоях Тонкого Мира
Средние слои, или чистилище являются обиталищем людей среднего сознания и духовности, а также находящихся на пути в высшие слои.
Высшие слои тонкого мира и огненный мир
- обитель людей светлых и очистившихся от грязи предшествующей жизни (Дева-Чан, рай). Это состояние подобно резервуару силы. В нем происходит обновление духа. Но оно опасно для слабых духов, которые там расслабляются от лени, поскольку в физической жизни не выработали воли, устремления, работоспособности. Они не хотят его покидать, поскольку здесь приятно и можно не трудиться. Это необязательное состояние. Многие сильные духи по своей воле не идут туда, чтобы скорее воплотиться и продолжить работу, направленную на эволюцию человечества. Бездуховные люди также не попадают в высшие слои, оставаясь в низших или в средних.По мере очищения развоплощенного человека ему становятся доступными более высокие сферы. Перед погружением в состояние высших слоев с него сбрасывается уже изношенное тонкое тело (астральная оболочка), которое тем быстрее разлагается, чем оно тоньше и чище. Обычно духовные Учителя следят за продвижением своих учеников по состояниям тонкого мира и сжигают сброшенную оболочку пространственным огнем. Но у остальных, обладая достаточным запасом жизненной силы, она еще долго блуждает по тонкому миру, засоряя его и, смущая людей на спиритических сеансах, пока окончательно не рассосется.
Если бы человек стремился к осознанию в тонком мире своих ошибок, вся эволюция значительно ускорилась бы. Но трудность в том, что обычно люди среднего уровня, не хорошие и не плохие, без устремлений и ярко выраженных способностей, попадая в соответствующую им безразличную и серую сферу тонкого мира, влачат в ней то же тягостное унылое существование. Их малое сознание и неразвитое мышление не позволяет им воспрянуть духом и подняться в высшие сферы, где царствует творчество мысли. Теплота, безразличие и лень
- самые страшные палачи. Они пожиратели психической энергии, которая одна делает людей сознательными и обладателями Чаши Амриты - Бессмертия.Можно пояснить, как совершаются переходы из разных сфер. Нетрудно понять, что очищенная энергия является решающим условием. Ее действие напоминает создание подъемной силы в воздушном шаре при наполнении его соответствующим газом. Если постепенно наполнять шар легким газом, он начинает соответственно подниматься. Если шар не удержит газ, он опустится. Сущность тонкая может сама подняться, если ее огненное зерно будет наполнено соответственно. Огненная энергия помогает усваивать новые высшие условия. Она способствует пониманию языков каждой сферы, ибо взаимоотношения существ утончаются при восхождении. Конечно, Высокое Руководство не покидает стремящихся, но для усвоения Его нужна преданность. Так тонкоматериальный человек может подвигаться по лестнице. Если он задерживается на ступени, можно видеть причину на ауре. Сколько путников неожиданно для себя оказывается на
несколько ступеней ниже! Обычно причиной сползания будет какое-то земное воспоминание, породившее явление вожделения. Но на страже пошатнувшихся всегда есть Руководитель, знать о котором, ощущать которого, устремляться к которому нужно еще в физическом теле. Только не следует слишком часто черпать Его бесценную энергию. Если развоплощенный сам найдет причину задержки, то скорее поднимется. Подъем сопровождается радостью встреч с новыми сожителями. Наконец наступит состояние, когда земная зависть отпадает и мыслетворчество не затрудняется токами злобы. С момента перехода в тонкий мир до достижения высших слоев человек проходит постоянное очищение. Его бывшие качества утрачиваются, и в высшие слои поступает человек, у которого нет качеств предшествующего я, и карма не сформировала еще качества нового я. Это произойдет после выхода из высших слоев.Сроки пребывания в развоплощенном состоянии различны. Условия могут изменяться от нескольких месяцев до тысячелетий. Трудно исчислить все причины, но главная будет лежать в свободной воле и уровне сознания.
Пребывание в низших слоях может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет. Исключения бывают в случаях самоубийств, умирающих насильственной смертью и не поднимающихся выше этих слоев. Рассмотрим первые два случая. Предположим, что одному из людей предопределено жить 80 лет, но он убил себя или же был убит случайно в
20 лет. Ему придется провести в нижних слоях тонкого мира не несколько лет, но в его случае - 60 или в виде элементария, или, скорее, как “блуждающего по земле”, т.к., но несчастью для себя, он даже не оболочка. Счастливцы по сравнению с ним те из развоплощенных сущностей, которые спят долгим сном или живут во сне в лоне пространства.В средних слоях развоплощенный человек может находиться длительное время, которое все же определяется духовной силой его сущности. Пребывание в высших слоях продолжается пропорционально доброй карме, после чего человек вновь вовлекается в процесс воплощения.
Трудно установить среднюю продолжительность пребывания в надземном мире между воплощениями человека среднего культурного развития, ибо циклы эволюции следуют в ускоряющейся прогрессии, потому, если в предыдущей расе и в начале нашей пятой промежутки времени между воплощениями были велики, то сейчас они сильно сократились, и можно говорить уже не о сотнях, но о десятках лет и даже годах. Также за последние столетия среди учеников Великих Учителей можно наблюдать очень скорые воплощения вследствие того, что сознание человечества нуждается в спешных сдвигах.
В “Письмах Махатм” говорится, что на каждой планете человек должен совершить
7 кругов через 7 рас и 7 подрас. Если в каждой подрасе он воплотится однажды (не считая воплощения в ответвлениях), то можно считать, что общее количество воплощений будет 7х7х7= 343+7. Затем следует серия жизней в ветвях и ответвлениях, или 777 на каждой остановке на планете. Допуская продолжительность жизни человека в 100 лет, это составит 77 700, а в тонких сферах 922 300 лет, если возьмем за пребывание человека на планете 1 млн. лет.Частые воплощения могут быть не под силу многим. Только неутомимые путники отваживаются на них.
Путь к воплощению
Пребывание в высших слоях даст возможность высоких достижений в будущей жизни.
После того, как энергия доброй кармы окажется израсходованной на жизнь в мире огненном, вихрь кармы устремляет человека к новому воплощению. Начинается формирование новых качеств, способностей, наклонностей человека
— его нового я — того, что будет отличать его от других с учетом всего пройденного пути, всего нажитого опыта и кармы новой жизни. Одновременно формируются огненное и тонкое тела.Далее строится эфирный двойник из материи физического плана. Он
- копия будущего физического тела, и оно развивается во вновь родившемся человеке в том виде, в каком существует эфирный двойник.Человек ставит задачу жизни и готовится к воплощению.
* * *
Теософия делит человечество по условиям воплощения на пять классов:
1. Закончившие земную эволюцию Адепты, Учителя человечества. Они не нуждаются в перевоплощении и воплощаются лишь по желанию для целей эволюции.
2. Понявшие необходимость совершенствования, сознательно творящие свое будущее и находящиеся на пути к совершенствованию. Они добровольно сокращают сроки пребывания в огненном и тонком мирах для ускорения эволюция. Перевоплощаются тотчас же после смерти, не сбрасывая тонкого и огненного тел. Семью выбирает Учитель.
3. Культурные люди, стремящиеся к великим целям, сознание которых расширилось до понимания единства жизни. Перевоплощаются два или более раз в каждой подрасе. Срок между воплощениями от нескольких лег до столетий и тысячелетий.
4. Люди с ограниченным мировоззрением. Сознание в пределах государства, национальности, семьи. Они без инициативы и воображения. Перевоплощаются много раз в одной подрасе, прежде перехода в другую. Имеют малый отдых в мире тонком, срок которого зависит от духовного развития.
5. Неразвитые люди. Молодые души, недавно вышедшие из животного состояния. Необузданные, грубые. Воплощаются много раз в одной подрасе. Мал перерыв между воплощениями. Могут задержаться в низших слоях тонкого мира и не подниматься выше.
Лучше воплощаться в разных народностях, иначе в тонком мире человек пытается замкнуться среди сородичей и тем лишает себя новых испытаний. В тонком мире сообщаются мысленно и не нуждаются в языках. Прекрасна возможность общаться на своем языке, и в то же время быть понятым жителями разных стран.
Для гармонического развития человек должен воплощаться, имея преимущества то мужского, то женского начал. Здесь каких-то особых установок нет. Все зависит от способности души претворять жизненный опыт, но (по теософии) до 3-7 воплощений подряд одного пола. Можно наблюдать женщин с мужскими наклонностями и мужчин с женскими. Они только что переменили свой пол, и равновесия между полами еще не установилось.
Связь тонкоматериального человека с будущим физическим начинается с момента зачатия. Очень важны сами условия зачатия. Поэтому на Востоке самому этому процессу придается большое значение. Можно представить, почему чувство любви, взаимности оказывает огромное влияние на будущего ребенка. Редко бывают хорошими дети, зачатые в страхе, при алкогольном опьянении, в ненависти, без любви или при искусственном оплодотворении. Нет выброса энергии высокого качества в мир тонкий, нет привлечения высоких, чистых духов. Разве пойдет высокий дух к родителям в алкогольном опьянении? Может быть, только по очень тяжелым кармическим условиям. Потому у хороших родителей иногда бывает тяжелый ребенок и, наоборот, у невежественных родителей — прекрасный сын или дочь.
Высокоразвитый человек, живущий высшим сознанием, сам выбирает себе родителей, но для неразвитых, не верящих в бессмертие людей и не знающих о непрерывности жизни, условия жизни определяются кармой. Семья должна обеспечить те условия человеку, при которых он бы мог жить, руководствуясь теми желаниями и устремлениями, которые обнаружились в предшествующей жизни, т.е. созданными им же следствиями.
Физическое тело, или тело действий, человеку дают его родители. Они могут передать лишь физическую наследственность, особенности расы, нации, врожденные аномалии тела и наследственные болезни, поскольку грязные, зашлакованные тела родителей дадут такое же тело новому человеку. Подобное рождает подобное. Все остальное в новую физическую жизнь приносит сам человек. Его индивидуальность слагалась веками в продолжении его многочисленных жизней. В новой жизни в физическом теле он должен продолжить совершенствовать свою индивидуальность и увеличить духовные накопления.
С момента зачатия тонкоматериальный человек передает оплодотворенной клетке часть своей энергии, способствующей формированию плода, который повторяет все виды человеческой материальной эволюции в своем развитии — минеральную, растительную, животную. Развитие идет по программе тонкоматериального человека из материи физического тела родителей. По мере роста плода увеличиваются поток энергии и связь тонкоматериального человека с будущим своим телом, которая будет продолжаться теперь до момента смерти. Но плод - еще не будущий человек. Это образование матери. Человеком с семью телами он становится в момент рождения, когда тонкоматериальное соединяется с физическим. До этого момента соединению препятствует защита матери. Человек рождается всегда под одной и той же планетой. Он имеет одного и того же Руководителя на весь Мировой Период. Условия же рождения различны в силу эволюционных и кармических условий. Иногда он торопится родиться, поскольку наиболее благоприятные условия могут пройти, или не спешит, поскольку необходимые условия еще не создались. Также они могут совсем не сложиться, и тогда порывается связь еще до рождения.
Человек, пришедший вновь на Землю, содержит все пока еще не проявленные качества своего нового я, имеет карму, все тела, на последние два из которых наложили влияние родители, стартовые условия — родителей, семью, место рождения, народ, государство.
Воплощения бывают полные, неполные, ошибочные, промежуточные. Когда говорилось о 777 жизнях, то имелись в виду полные, исключив остальные. На Земле одновременно находятся люди, прошедшие различное количество воплощений. Одни сформировали свои физические тела в ранние периоды человечества (в Лемурии и в начальный период расы Атлантов). Они обладают большим опытом и более развитым сознанием. Другие появились в физических телах значительно позднее и имеют меньший опыт и менее развитое сознание. Существуют и совсем молодые духи, получившие тела в конце периода расы Атлантов, уровень сознания которых соответствует пещерному жителю.
В каждом ребенке воплощается дух со сложившимся характером и определенными наклонностями. Воспитание наложит свой отпечаток на каждого ребенка, но основа характера у каждого останется неизменной. Потому так трудно и даже невозможно воспитать двух одинаковых по характеру людей.
Аура новорожденного белая или бесцветная. Это вызвано тем, что сознание еще не окрасило ее. Но при первом же проблеске сознания аура окрашивается в соответствующий цвет.
Также люди нарождаются далеко не такими ангелками, как принято изображать. Часто самые настоящие дьяволенки скрываются под этими, с виду невинными младенцами. При каждом своем новом нарождении я сохраняет и приносит с собой весь прежний багаж. Куда же может деваться весь накопленный опыт? Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создают вибрацию, и именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии являются его неотъемлемым кармическим достоянием, которое сопутствует ему и в его новой земной жизни. Кармические следствия прошлых жизней следуют за человеком, и человек в следующей жизни соберет запечатленные им энергии или вибрации в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, потому и существует связь между жизнями, и новая тонкая оболочка слагается из прежней.
При каждом новом воплощении человек получает организм, ограниченный как по причине общего уровня человеческого развития, в силу наследственности предков, так и обусловленный его кармой. Человек привлекается в доступную ему среду по карме. Потому зерно Духа, несмотря на его многие накопления, может лишь частично проявляться в каждой новой земной оболочке. Можно наблюдать, как бывший музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для особых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом уже не будет.
Задача окружения ребенка — заметить собственные способности ребенка и максимально способствовать их раскрытию, способствовать раскрытию его сознания. Процесс раскрытия центров и сознания завершается обычно к семи годам. С этого времени человек может формировать карму будущей жизни. Однако изживать карму он начинает с момента рождения.
Иногда встречаются люди, которые сразу же, с первых слов чувствуют себя, как близкие и родные, а другие, несмотря на вес усилия, не могут наладить отношения. Но есть встречи, которые оставляют неприятный осадок, вызывают неприязнь, раздражение, гнев и т.д. С первым человеком уже были в близких или родственных отношениях, с другим встретились впервые или с ним были уже враждебные отношения. Симпатии и антипатии сохраняются в следующих жизнях, обнаруживаются либо в притяжении, либо в отталкивании. То же можно сказать о семейных отношениях и отношениях в любом другом коллективе.
Можно иногда удивляться, почему и как могут встречаться снова люди после многих воплощений. Причин тому много, но главной будет Космический Магнит. Можно заметить, что люди сходятся по чувству кармы; ничто не задерживает должника. Но земные понятия трудно совмещают Беспредельность с явлением кармы. Каково должно быть притяжение, чтобы держать в соответствии различные энергии? При этом одна сторона всегда будет пытаться уклониться, но закон приведет ее к непреложному сознанию неизбежности. Так, можно наблюдать психическое притяжение, которое лишь доказывает единство основного закона. Также люди трудно принимают смену воплощений по основам психическим, но не по земным отличиям. Немногие согласятся, что царь может оказаться чернорабочим, и сапожник может стать сенатором.
В воплотившемся человеке остается частичная память о прошлых воплощениях. В первые годы дети полны воспоминаний о прошлой жизни. Иногда они пытаются рассказать о себе странные вещи, к чему взрослые относятся, как к фантазии. Встречая недоверие и насмешки, ребенок замыкается и не рискует больше рассказывать то, в чем сам не уверен из-за смутности представления. События новой жизни затмевают эти неясные воспоминания.
Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят что-то необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят о пожаре, о звездах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или фантазиями, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особо чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Главное, не засорить и не запугать их.
Нетрудны для матери эти наблюдения, следует только знать, что и за чем наблюдать. Наблюдения незаметно учитывают способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть ступень культуры.
Даже взрослый сохраняет иногда воспоминания о прошлых жизнях. Человек, поставленный в сходные условия с бывшими в прошлых воплощениях, может вспомнить событие, соответствующее новой обстановке. Только оценку событию правильно дает не каждый. Как правило, относят их к сновидениям или дают какое-то другое объяснение, но никак это не связывают с другими жизнями.
Часто можно видеть людей, одни из которых оно способны все легко воспринимать, а другим все дается с трудом, и способностей у них нет. Первые – старые духи, прожившие много жизней и приобретшие многообразный опыт, ибо их способности и таланты – результат духовных накоплений прежних воплощений, которые переносятся из жизни в жизнь. Другие – молодые духи, только что вступившие на путь приобретения жизненного опыта, которым нужно многому учиться, чтобы сравняться с первыми. И, как уже говорилось, когда в одной семье, среди детей, воспитываемых в одинаковых условиях, с самых малых лет развиваются разные стремлення и наклонности, и в итоге появляются разные люди, то это результат закона перевоплощения.
Правильное отношение к прежним жизням редко. Обычно они не вдохновляют к будущему, но приковывают к пережиткам. Потому очень редко дается людям знание их прошлой жизни. Многое не вмешается в современное сознание. Люди совершенно не могут понять, почему знатные воплощения чередуются с трудовыми. Мираж царя или властительницы мешает разглядеть, какие совершенствования еще надлежат. Земное мышление не понимает, насколько трудовое воплощение может повысить сознание превыше всех владык мира сего. Тем ценнее, когда в земном состоянии уже зреет понимание восхождения духа.
Многие, узнав о каком-то своем знатном воплощении, впадают и гордость. Еще хуже бывает, когда люди вычитывают из ложных хроник небывалые черты характера, начинают им подражать и тем лишь затемняют свои путь. Из старых духов каждый когда-то испытал и знатные воплощения. Этим порядком получается умение руководить массами, но среди многих качеств такое умение не бывает первым. Гонимые научаются большему, нежели гонители.
Но есть другой вид развоплощенных людей, о которых уже говорилось: самоубийцы и погибшие внезапной смертью. Те и другие вынуждены оставаться в сфере земного притяжения и в ее атмосфере - низших слоях тонкого мира - до самого последнего момента того времени, продолжительность которого была естественной для их жизни. Самоубийцы уходят из физического тела со значительным запасом жизненных сил, потому чувствуют себя все еще живыми, хотя и осознают утрату физического тела. Но они не полностью освободились от эфирной материи, вибрации которой ниже материи нижних слоев тонкого мира. Из-за этого они не могут подняться до состояния, в котором находятся даже самые низменные из людей, перешедшие в мир тонкий по кармическим условиям. Это состояние наиболее близко к физическому, и условия общения с физическим миром легче, чем из тонкого мира. В то же время это тонкоматериальное состояние, обладающее всеми качествами своего мира: они могут перемещаться посредством мысли, создавать мысленные построения, черпать информацию из пространства, видеть мысленные построения, желания людей и др. Находясь в месте сильнейших вожделений, они могут удовлетворить свои земные вожделения лишь через живой организм. Они часто сожалеют о жизни и соблазняются вернуть ее захватом, преступными средствами. Не утратив полностью земные восприятия, они легче других обитателей тонкого мира могут воздействовать на земного человека. Они проявляются на спиритических сеансах в качестве одержателей, шептунов, полтергейста и др. От них трудно избавиться, поскольку они продолжают вести образ жизни, подобный физическому: испытывают привязанность к месту, где жили, работали, к близким, особенно к детям. Они подбивают близких на те же поступки, которые сами совершали, включая самоубийство.
К самоубийцам относятся не только намеренно разрушившие физическое тело, но также разрушившие его нецелесообразными поступками, которые хорошо осознавали. Например, управляющий транспортным средством в состоянии опьянения или не умеющий им управлять; принимающий лекарства, которые разрушают физическое тело и сокращают продолжительность жизни.
Что касается жертв несчастного случая - для них еще хуже. Они уходят из жизни внезапно, не осознав перехода. Они все еще живут физической жизнью и недоумевают о несоответствии условий. Если они достаточно добры и чисты, то при участии Руководителя погружаются в состояние спокойного сна, полного розовых сновидений, во время которого они не помнят случившегося несчастья, но действуют и живут среди своих близких друзей и обстановки до тех пор, пока естественный срок их жизни не закончится. Затем проходят последовательно путь до высших слоев тонкого мира. В противном случае мрачна их судьба. Несчастные тени, преступные и чувственные, они блуждают (не оболочки, ибо связь их с двумя высшими принципами не совсем нарушена) до тех пор, пока час смерти не наступит. Оторванные и полном расцвете земных страстей, которые приковывают их к знакомой обстановке, они искушаются возможностями, которые представляет медиум, чтобы удовлетворить их в качестве заместителя. Они суть демоны алчной прожорливости, сладострастия, скупости — элементарии интенсивного коварства, порочности и жестокости, вызывающие свои жертвы на ужасные преступления и наслаждающиеся своим поручением. Они не только губят свои жертвы, но эти психические вампиры, увлекаемые потоком своих адских импульсов, наконец, в определенный срок завершения их естественного периода жизни, уносятся из ауры земли в области, где века они терпят ужасные, изощренные страдания и кончают совершенным уничтожением.
* * *
На протяжении многих столетий для людей Запада законы кармы и перевоплощения были закрыты, хотя на Востоке они никогда не запрещались. Может возникнуть вопрос, для чего они нам, ведь для многих эволюция
— понятие какое-то отвлеченное, мало понимаемое и совсем не принимаемое.Прежде всего для восстановления чувства ответственности. Человек, живущий одной жизнью, эгоистичен. Он спешит много захватить, попробовать, насладиться. А зачем? В другую жизнь он не унесет все награбленное. Мало того, другая жизнь будет значительно хуже предшествующей, поскольку он ее не обогатил духовно. Он воплотится в более тяжких условиях, которые через страдания могут вывести его на духовный путь. Разрушив, отравив окружающую среду, он воплотится именно в такой среде и по закону причин и последствий будет пожинать результаты своего труда. Выражение “После нас
- хоть потоп” становится неприемлемым. В этом “потопе” будет находиться сам его создавший. А если учесть еще страдания в тонком мире для такого человека...Жестокость и злоба, предательство и убийство, притеснение и угнетение других людей, пьянство и разврат
— все по закону кармы получит свое соответствующее следствие, как в тонком мире, так и в последующей жизни.Человеку некуда деваться ни здесь, ни там. И это должен понять каждый. Даже покончив счеты с жизнью по своей воле, он получает страдальческое существование там, куда уйдет. И земные страдания будут казаться раем. От ответственности не уйти. Следствия ее нарушения можно изжить только добросовестным трудом на благо всего человечества, жертвуя собой ради других, духовным служением.
Учение Живой Этики не только объясняет основы жизни, но дает практические советы, как изменить свою жизнь, привести ее в гармонию с эволюцией. Даются нравственные основы жизни. Но все должен делать сам человек своими руками и ногами. За него никто ничего не сделает. Он хозяин своей кармы, своей текущей и будущей жизни, счастья и несчастья, своего сознания и духовности.
Литература
1. Книги серии "Живая Этика"
2. "Письма Махатм"
3. Письма Е.И. Рерих
4. Статьи и книги Н.К. Рериха
5. Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина"
6. Библия
7. Бхагават-Гита
8. Р. Моуди. "Жизнь после жизни"
9. Э. Баркер "Письма живого усопшего"
10. Лекции Рериховского Центра Духовной культуры (г. Самара)