Библиотека


ПРЕДИСЛОВИЕ

"Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.

Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь.

Поверх всяких красот есть одна красота,
ведущая к познанию Космоса".

Н.К. Рерих. "Цветы Мории"

Учение Живой Этики состоит из 15 книг, выпущенных с 1924 по 1937 год: "Листы Сада Мории" ("Зов"), "Листы Сада Мории" ("Озарение"), "Община" (Монгольская и Рижская), "Агни-Йога", "Беспредельность 1" и "Беспредельность 2", "Иерархия", "Сердце", "Мир Огненный 1", "Мир Огненный 2", "Мир Огненный З", "Аум", "Братство 1", "Братство 2", "Братство З" (две последние книги в вышеуказанные сроки не издавались).

Любая тема в Учении Живой Этики рассеяна по всем 15 книгам. Данная тема раскрывается так, как это советовала Елена Ивановна Рерих: "Часы отдыха посвятите Учению и, где возможно, пытайтесь сеять добрые семена, всегда говоря по сознанию собеседника и не забывая о каноне "Господом твоим". Прекрасно, если будете выписывать темы из Учения, но делайте это тщательно, без пропусков, из всех книг в строгой последовательности" (Письма Е.И., т. 2).

Учение Живой Этики, переданное Махатмами Востока Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам, является современным продолжением древней философии всех времен и народов. Живая Этика (Агни-Йога) не отменяет ни одну из духовных Йог, таких, как Бхакти-Йога (Йога Любви), Карма-Йога (Йога Действия), Джнана-Йога (Йога Знания), Раджа-Йога (Йога Развития Духа). Елена Ивановна Рерих пишет: "Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь Христос сказал: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить".

Учение сначала может показаться трудным для восприятия, поэтому в первой книге Учитель предупреждает: "Читающий, если не усвоишь — перечти, переждав".

Учение Агни-Йоги предназначено для людей Новой Эпохи, в преддверии которой мы находимся. Оно говорит о старом и Новом Мире, уходящем и нарождающемся, указывает на знаки безумия первого и смелость второго. "Старый и Новый Мир делятся по границе личного и общего блага... Однако важно считать мировую общину, как необходимость эволюции. Община есть единственный способ человеческого бытия..."

Книги Живой Этики были изданы в основном на русском языке. Возникает вопрос, почему именно на русском? Ответ на него мы находим в самой Живой Этике, в третьем томе "Братства" ("Надземное").

"Бр. 3. 468. Урусвати знает, что при изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение дается не без причины на определенном языке. Можно исследовать все Учение от давних времен и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения.

Иногда полагают, что Поучение дается на том языке, который ближе получателю, но такое пояснение недостаточно. Нужно наблюдать причины во всей их полноте. Ничто не бывает случайно. Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности.

Можно видеть, как Наставления давались на разных языках, и всегда эти условия соответствовали важным обстоятельствам, которые имели и мировое значение. Так язык, на котором дается Учение, своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый народ имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность".

Идея о ведущей роли России проходит через все книги Учения Живой Этики. Первая книга "Листы Сада Мории" ("Зов") начинается словами: "В Новую Россию Моя первая весть".

России суждено великое будущее: "Россия — полярна. Россия — миссия новых времен" (Н.К. Рерих. "Нерушимое"). При этом речь идет не только о русских, но и обо всех народах, населяющих Союз. "Мы любим Родину, любим народ русский. Любим все народы союзные. Никто не скажет, что это дурно" (Н.К. Рерих. "Мужество").

Речь идет не о России, навязывающей свою политическую, экономическую или иную доктрину, а о стране, принявшей на себя бремя мирового духовного водительства.

Расцвет России произойдет не в бездейственном ожидании, не в групповых и национальных раздорах, но в единении борьбы и труда.

Именно России суждено родить Ивана Стотысячного, который повел бы другие народы в Светлое будущее, в Новый Мир. Избранничество русского народа — это прежде всего высочайшая ответственность, здесь нет и не может быть места шовинизму. "Истинный патриотизм не в шовинизме, но в истинной любви к родине, в уважении ко всему и ко всем народам, населяющим, обогащающим и возвышающим ее строительство! Истинная мощь и красота страны заключается, именно, в многообразии при единой великой основе Родины" (Письма Е.И., т. 1).

Как говорил Н.К. Рерих, "Россия — не единая раса, и в этом ее сила. Россия — это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония". (Н.К. Рерих. "Нерушимое").

В 1926 году Рерихи — Николай Константинович, Елена Ивановна и их сын Юрий Николаевич — как Вестники Сил Света посетили Москву. Свой приезд в столицу они официально мотивировали тем, что выполняют поручения Махатм (Великих Учителей Индии). Рерихи встретились с Г.В. Чичериным, Н.К. Крупской и А.В. Луначарским.

13 июня 1926 года в Кремле состоялся церемониал вручения наркому иностранных дел СССР Г.В. Чичерину послания Гималайских Махатм следующего содержания: "На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее рассадником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага!

Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем многие построения в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага!"

Николай Константинович также передал Чичерину от имени Махатм ларец со священной для индийцев гималайской землей. "На могилу брата нашего Махатмы Ленина" — так сказано в послании.

В документе выражалась безусловная поддержка новому строю, родившемуся в огне революции.

"Хотелось бы выделить два принципиальных аспекта этого события,-писал журнал "Москва" (1990.-№ 6. — с.13), — в общем-то оставшегося совершенно незамеченным: событие не афишировалось, а текст послания был опубликован почти сорок лет спустя.

Первое. Письмо было адресовано правительству страны досталинской, еще не ставшей бесповоротно на путь, приведший впоследствии к трагедии коллективизации и бессмысленным массовым репрессиям. Страна стояла перед выбором. И цель послания заключалась в том, чтобы помочь определиться в этом выборе.

Второе. Открывалась невиданная в истории возможность: то, что считалось легендой, сделать реальным фактором политики. Ведь авторами послания были Махатмы, существа таинственные и как бы мифические. И вот предлагалось установить с ними регулярные контакты и даже опереться на их поддержку. Это был, если хотите, своего рода тест, долженствующий выявить широту или узость тогдашних руководителей страны...

К сожалению, правительство советской страны ответить адекватно на этот призыв не сумело. Послание Махатм оно просто-напросто проигнорировало. Уникальный исторический шанс, который мог бы, очевидно, повернуть по-иному ход событий и спасти от ненужных страданий и бедствий народы нашей страны и всего мира, был упущен".

Итак, Вестник Махатм был отвергнут, не были приняты его идеи и предложения. Вот что в связи с этим писала Е.И. Рерих:

"...История всех времен, всех народов хранит свидетельства помощи (Махатм), сокрытой от гласности и обычно приходящей в поворотные пункты истории стран. Принятие или уклонение от нее неизменно сопровождалось соответственным расцветом или падением страны... Так можно вспомнить, как шведский король Карл XII получил сильное предупреждение не начинать рокового похода против России, положившего конец развитию его государства... Можно вспомнить и Наполеона, так любившего в первые годы своей славы говорить о своей ведущей Звезде, но который, тем не менее, отуманенный успехами и обуянный гордостью, не принял всего Совета и пошел против главного условия — он не должен был нападать на Россию,- разгром его армий и печальный конец его также известны.

Также мы знаем, что при президенте Вашингтоне состоял таинственный профессор, советами которого он пользовался, отсюда его успех. При объявлении свободы Америки, при отделении ее от Англии, засвидетельствован факт, как во время этого Исторического Собрания, в момент колебания и нерешительности, среди присутствующих появился высокий Незнакомец, который произнес зажигательную речь, закончив возгласом: "Америка да будет свободна!" Энтузиазм Собрания был поднят, и свобода Америки подписана. Когда же присутствующие пожелали приветствовать помогшего им принять великое решение, то Незнакомца нельзя было найти, он исчез" (Письма Е.И., т. 1, с. 426).

"...В упомянутой Вами стране (России) назревает много. Может быть, и эта страна, достигшая поворотного пункта в своей истории, получила, в свою очередь, предупреждение и предложение помощи от Сил Светлых, но, как обычно, среди власть имущих не нашлось просвещенного и, главное, сильного духом человека, чтобы воспользоваться спасительными советами, А мы знаем по всей истории человечества, что там, где Вестник не был принят или даже преследовался, там спрашивается со всей страны. Вестник приходит в час трудный, потому отвергание его означает принятие своей полной кармы. Все бедствия, обрушивающиеся на страну, не есть ли грозное предзнаменование? Не избрала ли страна путь труднейший? Но как тяжка карма лиц, отвергнувших помощь Сил Света и тем принявших на себя всю ответственность за грядущее" (Письма Е.И., т. 2, с. 304).

"По незыблемым законам духовной жизни зов не повторяется дважды. Может быть лишь дана отсрочка длиною в один век, чтобы люди, пройдя через испытания, на которые они обрекли себя сами своей собственной волей, смогли бы созреть для правильного решения. Тибетский век, включающий в себя пять двенадцатилетних циклов, составляет шестьдесят лет. Он, если взять за отправную точку послание Махатм, окончился в 1986 году" (Москва. — 1990. — № 6 — с.13).

Как очнуться от нравственной и духовной летаргии? Как разомкнуть круг, в который мы сами себя загнали? Что и кто нам поможет? Как показывает опыт всей предыдущей истории, лишь одно: революция в сознании людей, осознание того, что так дальше жить невозможно.

Думается, что приобщение к Живой Этике (которая с 1926 года находилась под запретом, а последователи ее испытали на себе все "прелести" советских концлагерей) может стать спасительным якорем, ибо все иные меры не дали результата.

За Россией, принявшей Вестника, принявшей Учение Живой Этики, будущее. "...Расцвет России, — пишет Елена Ивановна, — есть залог благоденствия и Мира всего Мира. ...Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира". Россия даст начало светлой эпохе, новой культуре. Как предсказано в Учении Агни-Йоги, "истинно, Иваны Стотысячные встали на защиту свой родины и сумеют сложить Огненную Колесницу, которая пронесет через все бездны. Иван Стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна будущего растет и начинает понимать свое назначение. ...Утверждены явления чудесного нового мира. Ярый Иван Стотысячный приближается"" (Письма Е.И., т. 2).

Елена Ивановна, названная Великими Махатмами Матерью Агни-Йоги, говорит: "Учение Живой Этики не для слабых сердец, и потому в эту группу можно принимать лишь души испытанные. Не количество, а качество. И если закаленных сердец нет, то лучше и не начинать. Мы ищем свободных душ, не связанных никакими страхами. "Учение не серебряные бирюльки, не орешки в сахаре. Учение мощная руда". Книги Учения будут расходиться и попадать в нужные руки, и это самое главное. Ведь столько душ, ищущих света и новых ценностей среди хаоса всех попранных и униженных высших понятий. Со всех уголков Света тянутся запросы и просьбы о большем знании, о приобщении к Воинству Света.

В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответ на самые сложные проблемы жизни, освещенные со многих сторон, как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки" (Письма Е.И., т. 2).

Составители

"Из буйной заросли берусь сделать рощу, но камень, полированный униженными лбами, не родит зерна".

"Можно приветствовать всякого нового слепыша, нежели повторяющего древнего попугая".

______________________    Следующая страница>>