Библиотека

ИЕРАРХИЯ

§ 407

Как ураган может пригнать груды золота к берегам, так смятение людское может принести сокровища. Нужно помнить, что смятение есть нагнетение энергий. Учитель на страже. Учитель наблюдает за функциями незримыми. Он знает, кто разберется и сумеет принять дары.

§ 411

Когда мир окунулся во мрак отрицания, то, конечно, нужно ожидать разрушения старых, негодных основ, ибо как же можно переродить мир? Как может человечество очнуться, как не потрясением всех негодных устоев? Ведь только когда утвержденные, новые великие принципы Иерархии осознаются человечеством, можно будет утвердить спасение человечества. Так Мы напряженно устремляем планету к принципам Иерархии Блага. Утеря высших понятий должна быть возмещена, ибо каждый утерянный принцип приносит космические перевороты. Так нужно возродить человечество принципом Иерархии.

§ 417

Каждый дух создает свою карму. Каждый народ слагает свою карму. Конечно, народы ищут водителя, ибо даже утвержденный престиж не может удержать людей, которые ложно думают.

Не золото, не крикливые имена, не груды неприемлемых советов спасут народ. Истинно, огненная мысль, огненный дух водителя даст новые пути, потому пусть во время космических пертурбаций горит ясно звезда Духовного Водителя. Так на развалинах старого мира пусть подымается Великая Держава Света!

Так притяжение уявлено, как великая мощь. Так время великого предвиденного Нового Мира настало, потому горе идущим против Иерархии.

МИР ОГНЕННЫЙ. ЧАСТЬ I

§ 197

Новая раса может зарождаться в разных частях Земли. Даже не удивитесь, если отдельные проявления окажутся в самых неожиданных местах. Ведь и магниты разложены довольно неожиданно для человечества. Но при положении магнитов принимались во внимание многие условия. Так и сеть зарождающейся Расы разбросана по дальним окраинам. Но одна часть Мира решает судьбу Века. Не буду называть эту часть Мира, но история всех движений достаточно отметила ее.

§ 210

Утешение у Нас в том, что хотя бы немногие понимают назначение жизни и признают Огненные Миры. Нигде не рассчитывайте на множества, но в то же время имейте в виду целые народы. Явление узлов Бытия происходит не в обычных мерах.

§ 310

От Востока Белый Орел, так являем новое сознание. Невозможно без Востока. История человечества творилась или от Востока, или ради Востока. Нельзя себе представить размеры строения Культуры, дом которой так велик!

МИР ОГНЕННЫЙ. ЧАСТЬ II

§ 60

Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Никто не хочет понять, что перенесение сознания в будущее есть образование ведущего магнита. Но дело в том, что сознание должно быть в полноте устремлено в будущее. Многие полагают, что можно иногда подумать о будущем и затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли уделять будущему, но существо сознания настроить в ключе будущего. Нельзя принуждать себя к такой трансформации. Можно достичь, лишь полюбив будущее. Не многие любят будущее. Страна трудовой радости, совершенствуя качество труда, может быть естественно увлечена в будущее. Обязанность Вождя устремлять народ в будущее.

§ 214

Надо научиться, когда говорю символами, не требовать пояснения. Если нужен был язык символа, значит, сейчас был бы неполезен обычный способ сообщения. Тогда говорю — запишите символ и держите его в памяти, когда придет час приложения его. Также замечайте указание стран, значит, на них обращено внимание у Нас. Такие вехи помогают на пути. Так ужасное время наполнится спасительными огнями, но карма не будет обременена. Нехорошо, когда Руководитель заставлен утруждать карму ученика. Нужно полюбить спасительные вехи, которые вспыхнут в сердце при приближении событий.

§ 337

Когда Иеровдохновение привлекает мысль к определенной стране или месту, значит, космически уже складываются обстоятельства великого значения. Может быть, такое очувствование места необъяснимо земным положением вещей. Может быть, такая страна, с земной точки зрения, находится в самом непривлекательном состоянии, но закон высший уже определяет место особого напряжения. Не видят еще глаза земные, но Иеровдохновение уже направляет сознание туда, где суждено сияние Света Высшего. Так поверх чувствознания светит нам Иеровдохновение. Часто оно как бы противоречит очевидности, но оно говорит слова Мира Огненного. Так и с ощущением, о котором сегодня сказано. Иеровдохновение направляет туда, где уже сияет вершина.

МИР ОГНЕННЫЙ. ЧАСТЬ III

§ 139

Даже и не подозревают люди, насколько напряжена планета! Все условия, которые Государства создают, сравнимы с вулканом. Каждая волна действий насыщается разрушением. Нет таких положений, которые указывали бы на продвижение к спасению. Но чем удушливее, тем скорее может разрешиться великая Мировая Проблема. Сферы надземные тоже волнуются. Истинно, каждый, устремленный в будущее дух может чуять то Нечто, о котором знают лишь Владыки. Именно, нужно думать о надвигающихся тучах, которые неминуемо разрушат страны, идущие против Света. Новая Заря уже светит на темном горизонте. Уже события идут, и новые силы строят лучшее будущее. Потому нужно задуматься о явлении Огненной Стихии, ибо кто от Огня, тот восторжествует с Огнем.

§ 552

Замечайте, что сейчас говорят о потустороннем больше, нежели раньше. Понимание входит глубже. Не судите строго своеобразие многих проявлений. Люди стыдятся, чтобы не показаться думающими помимо базара. Но пространственные токи действуют невидимо. Именно, происходит постоянная устремленная, ясная забота, о чем раньше не думали. Наряду с безумием происходят искания трогательные. Вы угадываете, какую страну имею в виду. Можно ожидать чудесных всходов.

АУМ

§ 7

Многое творится сейчас. Напрасно кто-то думает, что нечто не существует, когда оно уже есть. Так и с целыми народами — одни ходят мертвые, другие идут новорожденные. Так бывает во всем.

§ 126

Если удастся произвести движение лишь под знаком, это будет очень удачно. Самые большие перестроения происходят незаметно, но лишь следствие покажет, сколько произошло. Так во всем можно видеть движения под знаками. Понятие символа не что другое, как напоминание о знаке. Успех целых народов происходит под символом.

Считаю, можно среди самых опасных переходов дойти под Высшим Знаком.

§ 165

Правильно заметили, что Великие Воздействия происходят особыми путями. Часто люди внешне будут противоречить, но сами отлично возьмут присланное. Но Нам важно, чтобы произошло полезное. Не следует настаивать, чтобы нечто происходило по мерке сегодняшнего дня — важно следствие. Мы должны быть терпимыми и не обращать внимание на неуменье и грубость. Потому нужно смотреть на сущность происходящего.

§ 232

Душа народа есть открытая книга. Можно знать, насколько она звучит в каждом проявлении. Потому изучение народа есть наука. Кто хочет заглянуть в будущее, должен знать, какие врата можно открыть. Добро и доверие могут быть сложены на знании народа, как целое. Можно померить, где сокровище и где ветошь.

§ 412

Когда человек осознает силу, ему присущую, все же не скоро вместит он целесообразное применение ее. Будут получаться многие неестественные положения, но следует к ним относиться весьма терпеливо.

Когда чужеземные гости неправильно владеют речью, хозяин не смеется и старается понять и помочь. Также и в познании тонких энергий следует отнестись со всем вниманием. Люди будут стыдиться или преувеличивать свои ощущения, но не следует оскорблять даже самую первую попытку.

Несомненно, сейчас происходит большой сдвиг сознания. Там, где можно было ожидать отрицания, именно там встают возможности. Будем радоваться каждому началу.

§ 415

Матерь Мира! Казалось бы, в одном созвучии этих двух слов уже ясен смысл величия понятия, но жизнь показывает иное.

Поэты и певцы нередко славят женщину, но государства не могут признать простого равноправия. На позорной ступени истории будет записано, что и теперь равноправие не установлено. Женское воспитание и образование не уравнены с мужским, и само материнство не охранено. Кто первый исполнит такое общечеловеческое действие, тот идет согласно с эволюцией.

§ 442

Многое возможно, только нужно исполнить предписанное. Особенно сейчас, когда человечество уже зубами хватается за каждую опору. Невозможно думать, что существование отдельных богачей есть признак благосостояния народа. Пора оставить заблуждение, что сотня дворцов уже есть государство. Пора понять и заглянуть в убежища бедноты, только там можно судить об истинном положении народа.

Уже пришло время осознать, где ценность и оплот развития сознания.

§ 510

Каждый труженик имеет право на улучшение своей области работы. Пусть это будет не только правом, но и обязанностью. Каждый труд может быть улучшаем. Такое творчество улучшения будет радостью работника.

Можно представить, что государство должно ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Всякая работа в своих приемах может быть беспредельно улучшаема. Не только великие изобретатели имеют удел обогащать человечество, но каждый участник работы своим опытом нащупывает новые возможности и приспособления. Только не нужно отвергать такие попытки. Они могут быть соединены в счастливые применения. Но самое главное благо будет в том, что каждый должен чувствовать себя истинным сотрудником.

БРАТСТВО. ЧАСТЬ I

§ 349

В больших хранилищах можно найти много замечательных предметов, но знатоки и исследователи иногда предпочитают искать среди малых неизвестных сокровищниц, и такие поиски дают незаменимые нахождения. Так и во всем следует широко осматриваться, чтобы не упустить новое ценное сотрудничество. Уже указывалось, что кто-то стотысячный принесет полезные камни для строения, но несущего тяжесть нельзя толкнуть на трудном пути его. Не следует заподозрить и укорить его. Цемент постройки не должен застыть раньше срока. Также и путники не могут поспеть быстрее сил человеческих. Особая радость видеть, как совершается строение. Многие не верили, что местные камни достаточно прочны — они самостью судили. Но рассвет покажет, где было суждение правильное.

Так не только в хранилищах великих, но и в сокровищницах малых находимы драгоценности.

§ 389

Удивляются люди существованию Высшего Мира. Не хотят допустить явления его влияния на события земной жизни. Ускоряются события. Вихри событий не дают человечеству опомниться. Человек мнит себя создателем Нового Мира. Современные вожди считают, что строят Новый Мир, но никому не приходит на ум, что их Новый Мир есть оскал старого. Новый Мир идет новыми путями.

§ 391

Найдем мужество встретить сроки; уясним себе цепь событий и в грозный час улыбнемся вести о подвиге. Сумерки на западе. Безумцы не ведают, на что посягают, и невежды утверждают свое превосходство. Лучше не видеть эманации человечества. Явление мрака настигает потерявших путь к Свету.

§ 478

Пространственные зовы долетают до Земли в самых неожиданных получениях. Повелительный зов о дружелюбии и взаимопонимании достигает некоторых людей. Но обратите внимание на неожиданность таких достижений. Если на карту Мира нанести места, где понят Наш зов, то получится весьма неожиданный узор. Кроме того, найдутся люди, твердящие о том же без всякого понимания. Иногда сеятели раздора не прочь поговорить о дружелюбии. Самый смысл слова бывает упразднен, вместо взаимопонимания вырастает лютая ненависть. Но поверх всех преград зов остается о дружелюбии и взаимопонимании. Непонятое сегодня, дойдет завтра.

§ 498

Даже ужасные преступники получали наименование великолепных только за признание ими красоты. Следует по всей истории человечества убедиться, каким щитом была красота. Ущемление творчества является признаком падения человечества, каждая эпоха расцвета творчества осталась как ступень достижения. Если все это знают, почему же не приложат искусство к жизни? Можно помнить, что прекрасные памятники творчества появлялись, как вехи целебные; к ним спешили в устремлении, они несли мир.

Без красоты нельзя мыслить о Братстве.

§ 509

На Востоке мыслили о Северной Шамбале, которая проявляется северным сиянием. Также было предание, что знамя будет водружено на точке Северного полюса — так исполняются предания, и можно заглянуть в дальнее будущее, когда при перемещении оси откроются новые земли, теперь закрытые. Уже говорил об открытии тундр. Хвалю смотрящих в будущее.

БРАТСТВО. ЧАСТЬ II

§ 263

Урусвати знает, насколько люди избегают заглянуть в сущность событий и довольствуются немногими показаниями по окружности. Можно представить, как изменилось бы изложение истории, если бы открылись все истинные причины и побуждения. Прежде всего выдвинулись бы неожиданные деятели, о которых человечество и не подозревает. На месте царей и правителей мы увидели бы лиц, оставленных в тени. Некоторые из них не замечены людьми по невежеству, но другие остались невидимыми по закону Братства.

Люди могли бы заметить, как многие события складываются вне человеческой логики. Подчас можно думать, что происходит необдуманное смятение, но на самом деле после можно убедиться в стройности построения. Можно иногда заметить, что целая страна или отдельные люди находятся под осуждением всего мира и тем не менее оттуда рождается самое блестящее достижение. Никто не подумает, что поверх земных соображений нечто повернуло течение событий.

Давно сказано: "Ищите правых среди осужденных". Невозможно упустить из виду, как мир нападает на тех, кто несет поручение правды. Но если люди захотят проникнуть внимательно в сущность событий, они убедятся, что Наша Рука действует близко.

Пусть люди изучают лиц, стоящих около событий, пусть поймут, что так называемые правители часто лишь символы, но решение происходит вне их понимания.

Замечайте, как выполняются Наши предупреждения относительно некоторых стран. Люди пытаются называть эти предупреждения угрозами, но Мы далеки от устрашений. Мы готовы ради человеколюбия предупредить, но Мы не можем остановить течение событий, если Наши советы отвергаются.

Люди воображают, что катаклизм может пройти лишь в грубом, стремительном проявлении. Но если могут быть состояния хуже войны, то катаклизмы могут быть весьма разнообразны. Самые мучительные будут заключаться в разложении стран, — эта болезнь хуже водной гибели.

Можно припомнить, как Мы в разное время предупреждали некоторые страны, и Наши советы были отвергнуты. Свободная воля предпочла гибель и медленное разложение. Сопоставьте, как со времени предупреждения менялся характер народа. Мельчали подвиги, люди отвергали защиту лучших ценностей, превращаясь в базарных глашатаев. Можно увидеть разложение, которое вползает во все области жизни. Можно уже писать целые книги о болезни народа. Так люди осуждают себя сами, а могли бы понять, что советы были своевременны и нетрудно было принять их.

Если же люди будут оправдываться тем, что они не разглядели сущности событий, то можно лишь пожалеть о слепоте. Нужно изучать и внимательно присматриваться к жизни, чтобы различить истинных деятелей. Когда убит соловей, тогда нельзя ждать пения.

У Нас ведут записи о последствиях невежества, и такая история человечества очень прискорбна.

Мыслитель всегда предупреждал не допускать непоправимых ошибок.

§ 267

Урусвати знает, как различно понимается служение. Для одних оно — спасательный круг, для других оно — жернов на шее. Одни понимают всю жизненность служения, для других оно — отвлеченная туманность. Между этими крайностями существует много разных приближений, среди некоторых люди блуждают и сталкиваются.

Не многие принимают полноту служения в его жизненности и подвиге. Эти немногие знают, как создаются ступени служения. Они готовы нести живое слово туда, где оно служит общему благу. Такие подвижники готовы отказаться от удобств жизни, лишь бы дать людям что-то обновляющее. Они знают, что наряду с научными открытиями необходимо соединение с духовными сокровищами. Особенно, когда людские множества сдвинулись в спешных поисках, люди не умеют примирить материальные продвижения с духовными высшими основами. Нынешний век напоминает некое время Атлантиды. Тогда не умели найти равновесия, но если теперь знают о таком же несоответствии, то некоторые наиболее живые народы могут найти нужное соответствие.

Мы видим, где может быть осознание начала синтеза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Там понимают значение общего блага, там знают, что оно может зародиться лишь от общего блага. Эта формула еще не произносится, но больше того, она уже зреет в глубине сознания.

Урусвати права, удивляясь, как люди пользуются удобствами общего блага и в то же время восстают против пользы его. Ходячие мертвецы, они лишь готовят себе могилу! Где и когда прозреют они на полезность общего блага? Служение, прежде всего, открывает путь познания общего блага. Не наряды, не обряды, но служение человечеству.

Много веков произносились слова о сотрудничестве. Нередко идеи опережали материальные возможности, но сейчас люди нашли множество приспособлений, и приходит время, когда нужно вспомнить об общем благе.

Мыслитель иногда в шутку говорил: "Хотел бы знать, для кого мы сейчас трапезовали, для кого мы возобновили силы? Если только для себя, тогда не стоит принимать пищу".

§ 283

Урусвати знает, как Мы ценим готовность к движению. Такая готовность может быть двоякой. Может быть движение внешнее и внутреннее. Человек может не иметь возможности к немедленному внешнему движению, но зато это внутреннее решение устремлено к исканию истины и совершенствованию. Человек стремлением создает себе своего рода магнит, который привлечет и внешние возможности.

Мы постоянно пребываем в движении, даже если Мы остаемся в Ашраме. Мы все-таки поспешаем устремлением в дальние миры. Нужно приучиться к мысли о пользе движения. Аморфные частицы организма также препятствуют каждому движению. Известный класс людей постоянно возмущается даже при мысли о движении. Особенно вредны такие лежебоки, но их не мало.

При готовности к движению очищается мышление, и тогда Мы с радостью наблюдаем за преображением мировоззрения. Люди тогда могут понять равновесие между собственностью и отказом от нее. Обладание теряет свою гипнотическую силу и перестает тяготить сознание. Остается уважение к труду человеческому, но самость жадности уже растворяется в сферах движения.

Как прекрасны мысли о движении! Для Нас они являются источником новых вдохновений. Мы можем не замечать времени, когда Мы в движении. Мы можем находить решения, когда Мы не отказались от мысли о движении. Не будем удивляться, что люди интуитивно стремятся к полетам, такое явление будет знаком эпохи. Но пусть люди еще больше двигаются мыслью, они могут опередить мыслью самые стремительные полеты. Знаю страну, мужественную и готовую к высоким полетам.

Мыслитель указывал на некий народ, который победит Север. Учитель говорил: "Наблюдайте семь знаков на небе, они указывают на родину победителей".

§ 286

Урусвати знает, что могут быть времена хуже войны. Достаточно знаете, что Мы считали войну позором человечества. Как же тогда назвать время, которое будет хуже войны? Разве назвать его гниением человечества?

Армагеддон нельзя понимать как только физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психологическом извращении. Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате.

Ко всем безумиям присоединится еще одно, самое постыдное, опять возгорится борьба между мужским и женским началами. В то время, когда Мы настаиваем на равноправии и полноправии, служители тьмы будут изгонять женщин из многих областей, именно, где они могут принести наибольшую пользу.

Мы говорили о новых трещинах в мире, но новая борьба между началами будет самой пагубной. Невозможно представить себе, какое разрушение может принести такая борьба! Ведь она будет сопротивлением эволюции! Вы знаете, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление! В этих судорогах будет извращаться молодое поколение.

Платон говорил о прекрасномыслии, но такое прекрасномыслие возможно ли при вражде начал! Именно теперь должно думать о полноправии, но тьма захлестывает самые напряженные области.

Скажем, что все темные нападения обернутся на пользу. Униженные в Кали-Юге будут вознесены в Сатии-Юге.

Но не забудем, что эти годы Армагеддона самые напряженные. Даже здоровье должно быть особенно охраняемо. Космические токи могут способствовать многим заболеваниям. Нужно принять во внимание неповторяемость времени.

Некоторые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие, они не замечают, что горшая война у них в недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию! Но все же существуют те просторы земные, где эволюция растет, там Наша забота.

Мыслитель завещал, чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму.

§ 298

Урусвати знает, что Мы поощряем мастерство во всех областях труда. Каждый может иметь свое искусство, каждый должен приложиться к совершенствованию. Пусть эти попытки будут не очень удачны, но они все-таки помогут найти новое сосредоточение. Мы во время Нашего пути постоянно проводили в жизни усовершенствование не только ремесел, но и искусств. Мы учили новым химическим сочетаниям. Мы поощряли керамическое и резчицкое искусство. Мы даже учили охранять пищевые продукты. Говорю об этом, чтобы напомнить о разнообразии подходов к эволюции.

Пусть каждый поможет везде, где он может. Пусть не стесняется малыми возможностями. Там, где есть истинное устремление, там и легко помочь. Мы ищем все пути.

В каждом ребенке заложено какое-то мастерство. Ребенок может припомнить заветы из Тонкого Мира. Можно видеть разногласия, происходящие между взрослыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Дети любят не самые игрушки, но зачатки мастерства, в них заключенные. Дети любят разобрать игрушку, чтобы применить ее по-своему. Это свое не будет навеянным из окружающей жизни. Часто оно напоминает нечто, что ребенок не мог видеть вообще. Имеют большое значение такие претворения, принесенные из Тонкого Мира. Мы нередко поддерживаем такие накопления, и можно себе представить явления битвы, когда Нам приходится бороться с условиями семьи! Может быть, на тысячу семей найдется одна, где обратят внимание на природу детей.

Мы потратили много сил, давая наставления для семьи. Мы дали женщинам полноправие, но не успеет оно быть произнесено, как восстают варвары. И сейчас в целом мире лишь одна страна находится на пути к полноправию: там же будет развиваться и мастерство. Помните, как говорил — из лучинок будут слагать солнце. Невозможно сразу уявить значение качества, но среди молодых можно найти и сотрудника.

Мыслитель, когда видел детей, спрашивал их: "Что хотел бы ты сделать?" Некоторые отвечали: "Не знаю". Но другие начинали указывать на давние желания. Им мыслитель говорил: "Невыполнимое сегодня может быть достигнуто завтра".

§ 321

Урусвати знает, что в каждом большом мечтании есть доля исполнимости. Одним из самых неисполнимых мечтаний будет мир всего мира. Человечество тем не менее продолжает просить о мире всего мира, но и в этом молении найдется частица, приложимая к земной жизни.

Человек имеет даже дар общения с себе подобными. Он научается, что жизнь во вражде в конечном итоге делается невозможной. Человек признает, что семья перестает существовать при раздорах, то же можно сказать и о великих странах, которые должны разлагаться без постоянного совершенствования.

Даже если в текущем веке невозможно говорить о мире, то не будем отвергать, что в будущей эпохе уже произойдет сдвиг к разумному пониманию бытия. Потому пусть люди хотя бы отвлеченно толкуют о мире всего мира. Пусть среди туч ненависти раздается слово, принадлежащее будущему. Не будем ждать это от мертвых собраний, пусть лучшие мечты произносятся молодыми. Пусть они в доспехе обороны полагают основы жизни. Не нужно мешать самым возвышенным мечтам.

Вот еще человеческое мечтание, которое кажется неисполнимым,- мечтают о всеобщем достаточном образовании, но в разных частях света много неграмотных. По всему миру остаются рабство и варварство. Можно ли мечтать о всеобщем образовании? Но скажем — не только можно, но и должно. Необходимо наполнить пространство призывами и приказами об образовании.

Не нужно считать неграмотность препятствием, она лишь доказывает неотложность образования. Нужды нет, что существуют школы, но если человечество еще не изжило позора рабства, значит, образование было недостаточно. Житейские мудрецы советуют не замечать творимых жестокостей, значит, эти мудрецы только мертвецы. Много вам скажут о блестящих достижениях просвещения, но тем не менее рабство существует. Мало того, оно прикрывается самыми ханжескими выдумками, такие прикрытия особенно позорны. Вместо общего негодования можно слышать оправдание позору. Так можно перечислить многие мечтания, которые должны претвориться в действительность.

Мыслитель учил: "Особенно опасайтесь людей, которые пытаются оправдать позорные деяния — такие лица будут врагами человечества".

§ 368

Урусвати знает, что с каждым поколением изменяется миросозерцание. Это немногие могут усвоить, ибо слишком редко удается наблюсти целое поколение. Много смешения, и люди не привыкли обращать внимания на молодое мышление. Люди полагают, что давая изжитые ветхие учебники, они вложат и ветхое мировоззрение. Но молодое мышление преуспевает своеобразным путем.

Каждые двадцать лет уже будут мерилом поколения. Такое деление нужно запомнить, иначе останетесь среди прежней несправедливости.

Представим себе вражду, возникшую в некой стране. Люди живут в такой вражде четверть века, они распространяют свое враждебное отношение и на следующее поколение. Будет ли это справедливо? Первоначальные враги ушли, они больше не существуют, молодое поколение мыслит по-новому, но некто желает навязать им прежние ветхие понятия. Нужно очень запомнить сроки поколений, чтобы не впасть в несправедливость.

Пусть внешние условия жизни не успевают совершенно измениться, но смысл жизни определяется не по внешним условиям, но по растущим внутренним устремлениям. Вы понимаете, что говорю не отвлеченно. Наблюдаю некий народ, в котором растет новое мировоззрение, но ему пытаются навязать ветхие понятия прежних поколений. Случайные близорукие наблюдатели рассказывают самые спутанные истории. Но хотелось бы спросить таких наблюдателей — от которого поколения они почерпнули свои приговоры?

Нужно строго различать, где почерпнуты суждения, чтобы не обвинить молодых за проступки уже не существующих. Трудно найти ясное суждение, но тем более нужно уметь разбираться во всех причинах и следствиях.

Мыслитель нередко задавал вопрос собеседникам: "Вы о ком говорите — о сыне, об отце или о деде?"