Библиотека

Н.К. РЕРИХ

ИЗ КНИГ «ГРАНИ АГНИ-ЙОГИ»

442. Воинов духа видеть хочу в тех, кто приближается к Свету. Вы слышали о воинствующей тьме. Но думали ли о воинствующем Свете, который противопоставляется ей в борьбе за утверждение Эры Майтрейи. Воинство Света собирается под знамена Владык не для спокоя и мира, но для того, чтобы тьму уничтожить и с планеты смести всех воинов тьмы, всех служителей темных, все зло, порожденное ими. Нам воины Света нужны. Ни умилением, ни восторженностью, ни песнопениями, ни молениями не достичь желанной победы. В битве за победу Света воинственность духа нужна. Приветствую воинов духа, в чьих сердцах горит священный огонь мужества.

218. Трудно, но чудно — в этом вся суть. Легко, но бесплодно, и нет ни корзин, ни кувшинов, и некуда и не во что дать. Так, получение обусловлено трудностями, без которых нельзя. Желающий легкости Пути пусть лучше совсем не подходит, ибо из легкости ничего путного не получается. Есть люди, расслабленные телом, — они не могут даже стоять на ногах, а есть расслабленные духом — эти не могут ни стоять, ни идти. Это те, кто через трудное никогда не проходил, кто в розовых мечтаниях жил, забыв о суровости жизни и о том, что Учитель Зовет на подвиг. Какой уж тут подвиг в расслабленности! А Учитель своих называет воинами духа. Воину приличествует бронный доспех, и оружие боя, и готовность в дозоре стоять, и готовность к боям против трудностей жизни.

360. Учитель являет мощь тьмы победителю ее. Что же пользы от тех, кто растет в тепличных условиях? Что им можно доверить и что поручить? Не споткнутся ли на первом же препятствии или противодействии. Чего стоит самоуверенный вояка, не ведающий силы и изысканности темных подходов, ни сплоченности служителей тьмы, упорства и злобы, не знающих ни жалости, ни пощады. Они действуют скопом. У тьмы свой дозор. Каждый носитель Света у них на прицеле. Если искушался даже Спаситель, то неужели неизбежное минует вас, к Свету идущих. Силы свои соберите. Кто знает, быть может, избавление уже близко, ибо всякое испытание имеет свой конец. Но держитесь, чтобы достоять до конца, победа будет заключаться в удержании равновесия духа.

41. Отходят все, не утвердившие Учения Света жизнью своею. Волны житейского моря смывают построения на песке. И удивляются оставшиеся у разбитого корыта, куда все ушло и где те розовые замки, за стенами которых так уютно и, казалось бы, прочно чувствовало себя окрыленное беспочвенными мечтаниями сознание. Но суров путь, сурова жизнь, и подвиг суров. Не в розовых мечтаниях, но в борьбе и преодолении заключается продвижение духа. И только преодолевающему открывается узкая тропа, ведущая в жизнь.

274. Чаще вспоминайте, когда вам тяжело, шестимесячное сидение наше на высокогорном плато, открытом всем ветрам, на стуже такой, что даже коньяк замерзал, и не было топлива, и негде было согреться, и гибли верблюды один за другим, подходя перед смертью к нашим палаткам. И если нас, кого Владыка Назвал Своими Посланниками, испытания не пощадили, то надо понять, что все должны будут пройти через свои испытания. Не есть ли эти трудности признаком того, что, преодолевая их, идем навстречу Учителю?

75. Мы шли несломимою верой к Владыке и в Высшую Мудрость, шли сердцем, не рассуждая, но зная, что все препятствия, затруднения и колебания преодолеваются силою и стойкостью духа.

614. Можно ли тратить время на выражение своих чувств, пусть даже самых высоких, когда Те, к Кому обращаются эти чувства, изнемогают в непосильной борьбе с силами мрака и разрушения. А ведь помимо этого сколько сознаний и здесь и на Земле нуждаются в помощи срочной. Не песнопения и славословия у Нас, но труд, напряженный и тяжкий, и забота о том, как помочь Тому, Кто Несет на Себе непосильную Ношу ответственности за Землю.

422. Они готовы прочесть тысячи книг. Они готовы поститься и ограничить себя во многом. Они готовы поехать куда угодно, чтобы послушать нового проповедника или самозваного учителя, на многое готовы они. Но не готовы к тому, чтобы поступиться своими привычками, своими слабостями и недостатками. Готовность их чередуется с повторными уступками самым ничтожным недостаткам, которые оказываются самыми тяжкими веригами на ногах. Готовность их сбросить — иная. Она зовет к действию. Самым высоким действием духа является подвиг. Когда совершается он, спадают вериги.

29. Удерживаться в Свете так трудно, когда обступает крутом темная свора. Но крепко надо держаться, и — неотделимо от Владыки, и “каждую минуту и во всех шагах”. Учитель, давая Указ, Предусматривал именно такие условия. Кончится трудное время, и вы войдете в будущее победителями. Крепко держитесь, вои Владыки.

34. У успешного ученика высшее “Я” становится господином, а тело, и астрал, и низшее “я” — рабами его. Это и будет правильным решением задачи. Именно в самообладании и самоконтроле уявляется это господство. Желания и мысли — под суровым контролем. Своеволие астрала и самости обуздано. Это имеет решающее значение для Надземного пребывания и делает встречу со стражами Порога победной.

35. Неопытный дух приостанавливает свое продвижение перед многими ожидаемыми и неожиданными препятствиями. Опытного не остановит даже гора. Темные часто пользуются именно неопытностью путника, чтобы теми или иными выдумками прервать хоть на какое-то время продвижение духа.

37. Надо утвердить в сознании мысль о неизбежности наступления Века Майтрейи. Как бы ни сопротивлялись старый мир и последыши уходящей расы, ничто не сможет задержать наступления Нового Мира. Колесо истории сокрушит все идущее против ее законов. Сознанием победы нового и обреченности старого следует проходить в будущее. Все противодействия только до времени. Само бешенство зла и разгул тьмы указывают на то, что темные чуют свою обреченность. И все те страшные яды и орудия разрушения, которые готовятся ими для мира, показывают лишь то, что гибель, подготовляемую для других, они готовят себе. Ужасна участь темных человеконенавистников.

45. Жизненный опыт, тяжелый и горький, учит тому, что люди, прикоснувшиеся к Учению, не престают быть людьми, наделенными своими врожденными достоинствами и недостатками. И кто может сказать, сколько времени потребуется каждому на преодоление последних (то есть недостатков) в себе. Ошибкою будет считать, что если кто-то читает Учение, то он становится идеалом в своих взаимоотношениях с друзьями. Много огорчений и неприятностей является следствием подобного непонимания. Учитель прямо Говорит, что человек, серьезно взявшийся за Учение, становится даже хуже, так как со дна встают и поднимают голову неизжитые и дремлющие там свойства. Учитель Говорит: “Не умиляйтесь масками”. Надо сурово знать друзей и, зная, не осуждать. Учитель не Осуждает учеников, хотя и Знает прекрасно каждого из них.

48. Какие блестящие возможности дают служители тьмы для укрепления сил духа и возрастания их. Чем больше стараний с их стороны, тем больше возможностей светлых. Так пусть и темные послужат достижению цели далекой.

65. Вопрос будет все тот же: что сделали вы за эти годы, чтобы стать действительно сотрудниками Иерархии Света? Что сделано фактически, не на словах и в добрых намерениях, а на деле? По ответам нетрудно будет судить о действительном вашем прогрессе. Говорится и думается много, но делается мало. А где же ваши дела?

140. Контроль над мыслями хорош тем, что на экране сознания мысли проходят, освещенные как бы лучом, причем обнаруживается их истинная сущность. Самообман становится невозможным, и негодные мысли не могут уже проникнуть незамеченными.

164. Когда что-нибудь говорится от себя, от имени своего — это одно. Но, когда что-то делается или говорится от имени Гуру или Владыки, это совершенно другое. Тогда за делами и словами стоит или Гуру, или Владыка. Потому действовать во Имя Пославшего — значит силу Его привлекать в орбиту действия. Ученик отличается от обычного человека тем, что действует не во имя свое, но во Имя Учителя. Говорящего во имя свое и ради себя слушать долго не будут, но слово, произнесенное во Имя Пославшего, ложится в сознание крепко, вызывая либо созвучие, либо противодействие и тем определяя принадлежность слушающего к лагерю тьмы или Света.

185. Будем удерживать единение как самое важное, что связывает нас со Светом. Это таран против тьмы. Им можно пробить любое ее окружение. Даже в День Праздника приходится говорить о противлении злу. Время особое, трудное, но полное самыми чудесными неожиданностями. К ним будьте готовы.

188. Что бы сказал я, если бы были вместе? Я бы сказал: будущее идет, наступление его неотменно. Приготовивший себе место в нем вступит в него желанным, и званым, и с почетом.

206. Активное ожидание будущего включает в себя и подготовление к нему и готовность. И тогда неожиданность превратится в неожиданную, но ожидаемую жданность. Ждать нежданно требует большой утонченности и готовности сознания. Ждать — значит работать и действовать в направлении сужденного будущего. Что сделали вы, чтобы явить такую готовность?

209. Понимание смысла каждого испытания позволяет выдержать его успешно. Хорошо понять самому, без посторонней помощи и сделать соответствующие выводы. Не бывает испытаний бесцельных. Жизнь — это школа, и каждый предметный урок должен быть понят. Карма не мстит, но учит. Хороший ученик учится на всем и всегда и делает это сознательно.

215. “Стойте крепко, стойте крепче скалы. Огонь чудесный нагнетается стойкостью духа”. И когда же стойкость можно явить, как не в дни величайшего смятения мира и пространственного неблагополучия. Осознать надо мучительную тьму, сгустившуюся над планетой, чтобы все силы духа напрячь в противодействии ей. Надо устоять, надо устоять в духе. Ни тело, ни внешнее окружение уже не помогут, если колеблется дух. Но неисчерпаема его сила. Но непоколебима Иерархия Света. Не тьма впереди, впереди Света победа.

225. Сомнением можно лишить себя не только силы, но и любого достижения. Поэтому при каждом завоевании нужно быть готовым отбросить змейки сомнения. Их, конечно, попытаются подбросить все те же мохнатые руки, которые не преуспели в том, чтобы преградить вам путь. Не преуспев в одном, тотчас же бросаются на другое. Но копье недреманно пребудет пусть над драконом. Не допустите ехидны.

228. Каждый день может стать новой ступенькою к Свету. Каждый день может принести нечто полезное. И каждый день можно укрепить в себе звучащее качество. Следовательно, как бы ни складывались текущие обстоятельства, мысли можно направить всегда на наинужнейшее. То, что кажется важным по-человечески, неважно часто совсем. Но все касающееся продвижения духа в будущее по следствиям своим значительно очень, ибо определяет собою судьбу духа и на Земле, и в мирах.

238. Порадоваться победе, даже малой, можно и должно, но успокаиваться на ней, или ослабить дозор и уявить усыпленность, или не быть в полной готовности отразить новые неизбежные нападения — недопустимо. Это значит поставить себя незащищенным под новый удар. Многие допускали эту успокоенность и жестоко расплачивались за легкомыслие. Копье над драконом должно быть всегда в полной готовности поразить врага. Знаете, что “даже одно направленное острие способно удержать злобную свору на расстоянии”.

241. Мысль, посланная кверху, достигает Фокуса Света и сливается с ним, соединяя пославшего с Фокусом прямой нитью связи. Когда такие мысли посылаются из разных концов планеты, они образуют ее светоносную защитную сеть. Если бы все люди одновременно послали такие мысли, мрак окутавший Землю, был бы рассеян и она окружилась бы Светом. Это легко будет делать тогда, когда будет едино стадо и Один Пастырь. Но пока люд еще пребывают в великом разъединении. И все же сеть Света планетная существует. Она создается и поддерживается теми немногими, кто осознал и держит непрерываемую связь с Иерархией Света. Значение этой связи сверхлично. Пространственно она имеет большое влияние на психическое состояние человечества. Если бы ее не было, тьма затопила бы Землю.

255. Текущий момент можно рассматривать под знаком вторжения хаоса в сознание человека. Если внимательно присмотритесь к поведению людей, то можно будет заметить, как выявляется присутствие хаоса в их мыслях, поступках и действиях. Если внимательно наблюдать за собою, то и в себе нетрудно увидеть тенденцию хаотических энергий нарушить обычное течение психической жизни. Требуются Великая Стража и Великий Дозор, чтобы всю волю противопоставить силам разновесия. И если бодрствование духа, или дозор, нужен всегда, то перед наступлением сроков последних он нужен в степени большей, сознательно усиленной во много раз.

264. Чтобы войти в Новый Мир желанным и званым, необходимо сменить одеяния духа и создать новые, достойные и приличествующие моменту. В старых в него не войти. Забота об одеянии духа — наиглавнейшая. Напрасны все чаяния и надежды иметь в нем достойную долю, если внутреннего преображения не совершилось. Не о каком-то особенном огненном озарении говорится, и не оно имеется в виду. Говорим о том, чтобы очистились мысли, упорядочились поведение и поступки и изменилась речь, чтобы слова, не соизмеримые с будущим, бесконтрольно уже не срывались с языка. Говорим об утверждении требуемых качеств духа и освобождении от нежелательных свойств, слабостей и недостатков. Говорим о том, чтобы человек сделался лучше и добрее. Понимание Нового Мира накладывает известные обязательства на понимающих. В старых лохмотьях туда не войти. От многого придется отойти и освободиться. Свет впереди.

265. В основе связанности человека тем, что находится вокруг него, все же лежит самость, которая мешает ему оторваться от себя. Думание о других, забота о других и любовь к другим людям освобождают от самости и от думания о себе. В этом безусловная полезность всякой любви. Поэтому любовь к ближнему можно рассматривать как освободительницу от самого себя. И древняя формула “отвергнись от себя” по этой самой причине углублялась Заветом о любви к людям, благодаря которой отрешение от себя становилось возможным и осуществимым.

285. Перед лицом очевидности плотной огненно будем утверждать Свет, который внутри. Да, да, Свет нуждается в сознательном его утверждении. Слишком уж много противодействий ему со стороны противников Света. В сущности говоря, вся жизнь Служителей Света была постоянной и непрерывной борьбой за его утверждение. Царство Божие, то есть Мир Высший, Мир Света, силою берется, или, говоря иными словами, в процессе борьбы за него.

289. Сурово Возводит Учитель ученика по ступеням Лестницы Света. Трудные испытания неизбежны — иначе не взойти. Они так многому учат и так полезны, несмотря на причиняемые страдания и боль. Понять их полезность и нужность будет уже большим достижением духа, ибо малоопытный путник возмущается, негодует и протестует против них. Но все надо принять и через все надо пройти, пронеся неумаленным и неугашенным огонь сердца. Это будет победой.

294. Если устоите в малом, устоите в большом и в великом. Упражняйте стойкость духа на малых вещах. Как часто, не придавая значения малым подробностям поведения и действий, человек спотыкается и на больших. И не столько в делах крупных, сколько на мельчайших подробностях жизни выявляется скрытая сущность человека, его истинный лик. Себя надо знать сурово и нелицеприятно и оценивать и судить себя и о себе по малым вещам. Они лучше и точнее характеризуют человека, чем большие. Определяйте по ним и других, с кем приходится входить в соприкосновение.

301. Чашу достижений хочется наполнить, а поступиться своими недостатками — нет. Получается разрыв нежелательный, когда гармония сознания нарушается несоответствием и противоречием в самом человеке. Это и будет дом, разделенный в себе. Не устоит он в час испытаний.

304. Самыми мощными средствами защиты от умыслов сатанинских, и бешеных их нападений, и незримых воздействий будут постоянное ощущение Лика в сердце, повторение Имени Учителя и мантрам.

312. Столько сказано слов о действительности огненной, и все же плотная очевидность занимает сознание больше, чем то, что существует в реальности. Поэтому не будем сетовать на испытания, даже самые трудные, ибо они приближают к явлениям, скрытым за покровами видимости. И если не жаль ничего из того, что окружает, оставить на Земле при освобождении от тела, значит, дух уже не привязан к земному и оторваться от него будет не так уж трудно.

338. “Торжественность сокращает много тропинок распущенности”. Например, болтливость, или насмешки, или легкомыслие. Качества духа тем и ценны, что не только прямо, но и косвенно влияют на поведение человека. Прямое воздействие иногда вызывает отпор, но косвенное действие неприметно и, не утруждая сознания, приносит желаемые следствия.

341. Если дать ученику условия спокойного, беспечального и счастливого существования, развитие его духа приостановится, и движение по пути прекратится, и очередное воплощение пройдет бесцельно, ему не дав ничего.

343. Начиная читать Учение, люди не перестают быть такими, какими они были раньше, ибо то, что складывалось в течение тысячелетий, невозможно изменить за несколько месяцев или лет. Нужны очень большие накопления духа, чтобы преображение свершилось в одночасье. Но это бывает очень редко. Таким образом, человек остается прежним, и только постепенно начинает он изменять свою сущность. Отказ от некоторых привычек, и особенно от мясной пищи, еще не гарантирует внутреннего перерождения. Также и слова говоримые не свидетельствуют о преображении. Поэтому многие свойства характера, несмотря на чтение книг Учения, все же остаются неизжитыми. Большая ошибка считать, что начало чтения делает читателя совершенным или не похожим на обычных людей. Дорого приходится платить за такие ошибки. Потому Совет о том, чтобы не “умиляться масками”, следует осмыслить заново, стараясь только лишь знать непредвзято, но сурово избегая при этом осуждения.

345. Соображение, что многого еще не достигли и многого не преодолели, пусть не удержит поступательного движения, когда отваливается все ненужное, все лишнее и мешающее полету. Незаметно перерождается сознание, когда устремление продолжает двигать его. Ничто не стоит на месте, все находится в движении, но движение может быть и вверх и вниз. Нет большей трагедии для духа, нежели опускаться вниз по лестнице жизни, и нет большей радости, чем подниматься. Поднимает Учитель, и потому Ему первое место в сознании. Он вправе спросить: “Я с вами всегда, ну а вы, всегда ли вы со Мною?” Ответить на этот вопрос должен каждый себе.

361. Мысли, касающиеся Учения, надо претворить в действия, и тогда станут они неотъемлемым достоянием вашим во всех мирах. Они не забудутся, и никто и ничто не сможет отнять их у вас. Этот процесс можно назвать утверждением Света в себе. Утверждающий его уже не имеет осуждения за свои слова, ибо действием или приложением Учения в жизни претворил энергии их в кристаллические отложения Агни в Чаше своей. Благо прилагающему Учение Живой Этики в жизни. Благо идущему по пути утверждения Света в себе.

368. Мы предлагаем растить неукротимое желание освободиться от всех нежелательных свойств и черт характера. Именно возросшее желание, достигая известной степени напряжения, силу дает сбросить ненужные путы.

369. “Не ничтожному, не малому свидетелями станете”, — так Сказал Сам. К этому и надо готовиться, чтобы во всеоружии встретить идущее время. И веры больше надо иметь в грядущее счастье человечества. Безумствует уходящая тьма, но ведь это судороги и конвульсии смертельно раненного чудища. Сознание Щита поможет пережить это тяжкое время. Свет впереди.

373. Да! Это верно. Много прекрасных слов говорится, и много зла делается. Конец Кали Юги есть конец злого, кровавого Века. Было Сказано: “В Рыбах кровь”. Новое сочетание Звездных Лучей изменит пространственные условия. У людей сохранилась память о Золотом Веке. По Закону Циклов он снова наступит. Но сколько же придется остро и срочно перестрадать людям, чтобы достойно войти в него! Великие перемены у порога. Сдвиги уже идут. Великие возможности, даваемые эволюцией, требуют ответственного к ним отношения, иначе неисправимых разрушений не избежать.

390. Кто говорит, что путь жизни находится где-то вовне? Нет, он пролегает внутри, он находится в самой сущности человека. Узкая тропа, ведущая в жизнь, — в нем. Потому все искания где-то на стороне не приведут к желаемой цели. А если все будущее, все богатство духа нельзя найти в мире внешнем, значит, только внутренний мир может открыть желаемые возможности. Давно уже Сказано: “Царство Божие внутри есть”, — вот там и ищите.

392. Стоит ли к Свету стремиться, если это стремление приносит столько страданий? Так шепчет самость во тьме и окружается тьмою. И через это шептание тоже надо пройти. Много камней разбросано на трудной тропе восхождения духа, и кто знает, на котором споткнется нога. А путь — либо вверх, либо вниз. Спускаться куда легче, чем подниматься, и многие следуют этим легким путем. Куда? Если бы каждый спускающийся спросил себя, куда ведет его этот путь легкий. Так, два пути лежат перед человеком: путь вниз и путь вверх, и каждый неуклонно приводит во тьму или к Свету.

409. Хотелось бы видеть переход от слов к делу, от мыслей прекрасных — к их осуществлению, от желаний и намерений — к их реализации. Ведь когда-то их все придется утвердить в применении. Не лучше ли как можно скорее, ибо время не ждет. Упущенные возможности не повторяются, и дальнейшее утверждение потребует утроенных усилий. Всему свое время, но уловить лучший момент будет залогом успеха. Запоздалое действие осуждено. Уловить момент подъема волны требует зоркости острой.

428. Очень важно наполнять сознание возвышенными образами и мыслями и возвышаться вместе с ними. Мысли обычные затягивают в обычность, темные мысли — во тьму. Каждая мысль недостойная тянет вниз. Контроль над мыслями позволяет определить природу магнетизма каждой мысли и той сферы, в которую она вовлекает сознание. Темные присасываются к каждой темной мысли, усиливают этот губительный магнетизм. Сколь же зорким и постоянным быть должен дозор. Можно назвать его дозором Света, охраняющим Свет сердца и сердца Огни.

431. Когда пробьет Час и предстанете перед Владыкой, Спросит Он вас, что сделали вы, чтобы подойти к Нему еще ближе. И ответ дать придется правдивый и нелицеприятный, и без всякого самообмана. Потому лучше уже сейчас задавать себе этот вопрос каждодневно и утром и вечером, перед отходом ко сну, проверяя поведение свое за день. Самопроверка избавляет от контроля со стороны. Суровость к себе — лучший помощник для судии, которого каждый имеет внутри. Не упустим времени для самопроверки.

440. Каждое Указание, идущее по цепи Иерархии свыше, надо принять сердцем и обязательно сделать усилие приложить его в жизни. Эта первая попытка или усилие будет заложением в пространстве психического зерна нужного утверждения, которое обязательно прорастет, если явлена забота о нем. Но первый шаг посева зерна должен быть сделан. Сознательному заложению зерен придается особое значение,

545. Победа в духе заключается в том, что утверждается она вопреки всему, что окружает дух победителя. Логика очевидности говорит о невозможности, но сила духа противопоставляет ей огненную действительность, скрытую под внешней видимостью. В этом огненном действии духа и будет заключаться победа.

449. В тиши уединения, вдали от людей, близко к природе, в горах или лесах, нелегко воспринимать светлые мысли и послания Свыше. Но в городах, в шуме и сутолоке жизни, в атмосфере, отравленной ядовитым дыханием людей и злобой людской, — это будет уже достижением очень высокого порядка и победою над ярым сопротивлением окружающей среды. Победе порадуемся. Досталась она дорогой ценой. А теперь забота о том, чтобы не только удержать достижение, но и расширять его и углублять.

462. Не обманывайте себя мыслью, что, если случится что-то, вы будете тогда счастливее, ибо, когда это произойдет, вам будет казаться этого мало. И так без конца. Поэтому счастье не нужно искать в изменении внешних условий. Счастье — в духе, там и ищите.

477. Заботливо отмечайте все знаки, отмечающие вехи Пути и указывающие на приближение сужденного времени. Быть может, оно уже близко, так близко, что и представить себе невозможно. Выдать сроки нельзя, слишком много подслушивателей и перехватчиков пространственных посылок. Их цель — перехватить и, воспользовавшись вестью, разрушить все, что в их силах. Но будьте на страже и готовность явите. И ждите нежданно.

479. О героях, героизме и героике Сказано довольно. Но нельзя не отметить тех неизвестных и не замеченных миром героев, которые ведут непомерную борьбу, преодолевая инертность и косность сопротивления среды окружающей, и несут в себе не угашаемое ничем пламя неукротимого устремления, освещая светом незримым пространство вокруг.

481. Значит, Свет, передаваемый Записями, очень велик, если неистовствуют враги и вводятся в заблуждение даже друзья. Твердо отстаивай свою правоту, ибо имеешь неопровержимое основание и доказательства. Друзья, действительно преданные Учению, примут их и изменят свое отношение. А что касается других, то о них не будем ни печалиться, ни сокрушаться и ни в чем не будем убеждать.

484. Все виды творчества духа, проявляющиеся в искусстве, нужно приветствовать, если они не противоречат принципу Красоты. Именно Красоту можно сделать безошибочным критерием оценки всякого творчества. Творчество, лишенное Красоты, лишено Света, то есть не от Света оно. Даже к начинающим можно применить это условие.