Содержание   Библиотека



ЮНОСТЬ

Николай Константинович Рерих

Николай Константинович Рерих.
1892 г.

Прошло детство, наступила тревожная пора юности. Николай Константинович учится в гимназии. В семнадцать лет он начал систематически заниматься живописью под руководством друга семьи — художника Микешина, который первым подметил у юноши эту способность. В 1893 году юноша оканчивает гимназию и собирается поступать в Академию художеств и в Университет, на исторический факультет.

Однако отец неодобрительно относится к его занятиям живописью и желает видеть сына юристом. Пожертвовав историческим факультетом в пользу юридического, юноша отстоял перед отцом Академию художеств. Так достойно он вышел из первого серьезного жизненного конфликта.

Правда, в Университете студента Рериха чаще видели на историческом факультете, но экзамены ему приходилось сдавать все же на юридическом. В будущем он успешно закончит и Университет, и Академию художеств.

В Академии учителем Николая Рериха был самобытный русский художник Архип Иванович Куинджи, который много дал ученику не только в живописи, но и как учитель жизни. Даже студенческие работы Рериха отличались мастерством и самобытностью, так что к моменту окончания Академии он становится достаточно зрелым и уже известным художником.

В годы учебы Николаю Рериху приходится не только своим трудом зарабатывать средства на жизнь, но также настойчиво преодолевать и другие жизненные преграды, встававшие перед ним.

Елена Ивановна Шапошникова (Рерих) в юности

Елена Ивановна Шапошникова.
1893 г.

Не была безоблачной и юность Елены Ивановны. Судьба любой девушки из знатной семьи в то время как бы заранее была предрешена — выйти замуж и полностью посвятить себя семейным заботам. Для этого было достаточно окончить женскую гимназию. Так было принято.

Девушка мечтает о серьезном образовании, но не находит понимания ни у матери, ни у отца. Ей разрешили продолжать уроки музыки, но дома, и совершенствоваться в языках с малосведущими француженками и англичанками, тоже дома.

В 19 лет девушка лишилась отца и осталась вдвоем с матерью. В это время она настойчиво занимается самообразованием и музыкой, много читает и изучает серьезную философскую литературу, к которой проявляла интерес с детства.

Успехи же в музыке были настолько большими, что профессора консерватории предрекли ей будущее известной пианистки.

Но интересы девушки были много шире. Она, например, проявляла безошибочное чувство формы и гармонии красок. Известны ее глубокие и проницательные суждения об искусстве.

С молодости Елена Ивановна обладала редкой и изумительной красотой и обаянием, которые сохранила до конца жизни. Как всякая девушка из знатного рода, она вынуждена была бывать на балах и приемах. От женихов не было отбоя, но все они получали отказ.

Светская жизнь с ее балами и развлечениями не могла удовлетворить глубокую и чуткую юную натуру. По свидетельству людей, близко ее знавших, она с юности мечтала выйти замуж за человека искусства, чтобы всю жизнь помогать ему, вдохновляя на великие цели. И судьба уже готовила ей такую встречу.

<<Предыдущая глава    Следующая глава>>


СОДЕРЖАНИЕ
ДЕТСТВО
ЮНОСТЬ
РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ
ДЕТИ
НАЧАЛО ПУТИ
ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ
ЗДРАВСТВУЙ, ИНДИЯ!
ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
В МОСКВЕ
ГОРНЫЙ АЛТАЙ И МОНГОЛИЯ
ИЗ МОНГОЛИИ В ИНДИЮ
РАБОТА В ДОЛИНЕ КУЛУ
КАЛИМПОНГ
В РОССИИ
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ВЕЛИКОЙ СЕМЬИ
УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ВЛАДЫКИ ШАМБАЛЫ