ЗАКОН КАРМЫКарма — это сама жизнь, а не только судьба или рок. Не будет кармы, не будет условий, удерживающих человека на Земле, вовлекающих его в новые рождения и смерти. Существует карма этой жизни — человек живет. Изжита карма — человек умирает. Из тонкого мира карма втягивает его в новое рождение. У человека с неразвитым сознанием, у первобытного, карма была примитивной, у развитого — сложной. Кармы не будет, когда человек пройдет путь эволюции на планете и разовьет сознание настолько, что его действия не будут порождать следствий. Но тогда отпадет и необходимость иметь физическое тело. Под законом кармы понимается закон причинно-следственных связей. Этот закон осуществляет космическую справедливость, приводя каждую причину и каждый поступок к соответствующим следствиям. В заповедях Моисея говорится: «Око за око, зуб за зуб». В соответствии с этим законом все условия текущей жизни являются следствиями совершенных человеком действий в предшествующей жизни или частично в этой. Человек реагирует на эти условия действиями и порождает новые следствия, которые формируют условия следующей жизни, и т.д. Выбор действия осуществляется самим человеком по его свободной воле. Нужно помнить, что все то, что идет против эволюции, считается злом, что способствует эволюции — добром. Потому человек в зависимости от уровня развития сознания, культурного уровня и духовности реагирует соответствующим образом на текущие условия и наживает соответствующую карму. Если человек совершает действия, причиняющие зло ему самому или людям, то он терпит страдания. Если результатом действий будет добро, то будущими условиями его эволюционный процесс ускоряется. Каждым действием и следствием человек наживает опыт, посредством которого он развивает свое сознание. Не может быть опыта отрицательного. Отрицательные результаты, особенно многократно повторяемые, вызывают сдвиги сознания в противоположную сторону. Предположим, что человек неоднократно спотыкается об одно и то же препятствие. В конце концов, даже самому ленивому надоедает, и он принимает какое-либо решение: либо не пойдет этим путем, либо уберет препятствие, либо хорошо запомнит и найдет способ его преодолеть. Вариантов реакций на препятствие может быть множество, и человек по закону свободной воли и в зависимости от уровня развития сознания совершит то или иное действие. Все события, начиная с момента рождения и кончая моментом и условиями смерти, кармические. Любые события жизни, любые ее условия, будь то болезни, бедность, «удары судьбы» и др. — все это не ниспослано на человека кем-то, а сформировано, нажито им самим, и он обязан сам изжить их. Никто их не отменит, но человек может их утяжелить или облегчить. В Бхагавад-Гите сказано, что каждый поступок, совершаемый нами для себя, обратит свое действие на нас же самих. Если он хорош, нам придется нести хорошие последствия, если плох — мы получим дурные результаты. Но всякое действие, совершаемое не ради себя, каково бы оно ни было, не обратит на нас своего действия. Человек — существо коллективное. При постоянном общении с другими людьми он совершает относительно них те или иные поступки и формирует соответствующую карму. Доставляя другим страдания, нанося вред, он кармически становится зависимым от этих людей — так появляются кармические долги, по которым нужно будет платить. В Агни Йоге говорится: «Мудрый философ, проданный в рабство, воскликнул: «Благодарение! Очевидно, могу заплатить древние долги!» Император, прозванный Золотым, ужаснулся: «Роскошь преследует меня, когда же смогу заплатить долги мои?» Так мудрые люди мыслили о скорейшей уплате долгов своих. Они понимали, что бывшие жизни, наверно, не обошлись без задолженностей. Сколько платы должен человек иметь, чтобы спешить с расплатой». Но, платя и получая старые долги, мы все время делаем новые, за которые тоже когда-нибудь придется расплачиваться. Иногда можно наблюдать, как человек совершает какие-то действия почти без возможности успеха, но что-то заставляет его так действовать. Подобные действия обычно бывают неплохими по сути, но они оплачиваются часто несправедливо. Все это кармические платежи. Получающий, конечно, забыл о них и растерял по пути многие духовные накопления. Но платящий стремится отдать никому не нужный долг, который будет заплачен, если даже его не сумеют принять. Можно также наблюдать платеж за других, близких по сердцу лиц. Но может быть и другой случай, когда пострадавшего нет в физическом мире. Не будучи в состоянии исправить или загладить свою вину перед пострадавшим, причинивший страдание может улучшить свою карму добровольной жертвой другим и незнакомым людям. Конечно, карма догонит и поставит его лицом к лицу с жертвой, но искупление уже будет выше качеством, ибо его существо уже возвысилось принесенной жертвой . Можно наблюдать людей, вовлеченных в карму. Можно заметить, что каждое доброе действие встречает какое-то противодействие от того, кому стремятся помочь. Тем подтверждается наличность особой энергии, называемой охранительницей кармы. Каждый может припомнить, что его полезные советы вызывали отпор самый необъяснимый. • • • В процессе эволюции сознания меняется отношение человека к поступкам. У первобытного человека поступки подразделялись на плохие и хорошие в зависимости от приносимых ими ему пользы или вреда. Этим же определялась и реакция на жизненные условия. Но эволюционирующее сознание сформировало существенный фактор поступков и действий — свободную волю, которая стала преобладать при формировании кармы. Благодаря наличию свободной воли, побуждения поступков человека колеблются между его высшим я и низшей природой. Это делает человека творцом своею содержания, внутренней сути, но вместе с тем и творцом кармы, ибо всякое его решение, правильное и неправильное, всякий поступок (добрый и злой), всякое желание и всякая мысль создадут в соответствующие мирах соответствующие следствия, и все это вместе взятое создаст тот комплекс условий, ту карму, которая определяет будущее воплощение, его характер и способности, жизненную цепь положительных или отрицательных событий: болезней, встреч, несчастий и радостей, катастроф и подвигов, а также их количественное и последовательное проявление, то есть продолжительность и характер жизни. Свободная воля может даже состязаться с кармой, внося в нее изменения. Полное осознание поступка и его вредоносных последствий для других людей с исключением повторения при любых жизненных условиях значительно поднимает сознание. Это явление еще называют полным осознанием, или раскаянием, представляющим мощную энергию свободной воли человека, которая может дать поворот пути. • • • Некоторые верования предписывают, чтобы люди сообщали другим о своих поступках. Нет сомнения, что такие исповеди имеют значение в образовании ясного сознания, но эго будет лишь первичной ступенью. Нужно приготовить себя, чтобы оценка была самостоятельна. Человек стоит перед своим Руководителем и должен сам понять, что имеет особо положительное и отрицательное значение. Только сам человек может осознать источник своих действий. Лишь немногие выбирают сразу правильное направление. Большинство из одного заблуждения впадают в другое. Низшая природа человека часто берет верх и сталкивает его с правильного пути. Часто, не считаясь и не сообразуясь с общим ходом эволюции, люди ставят себе особые задачи, которыми собираются достичь своих особых целей, но порождают массу ошибок. В этом случае действует обратный удар, приносящий за ошибку страдание, за правильный поступок — успех. Неудачи будут следовать за ошибками и вызывать страдание до тех пор, пока человек не поймет нецелесообразность нарушения космических законов и не осознает, что к истине ведет только один путь. Остальное — иллюзия. Лишь наученный страданием человек находит путь к истине. Земное благополучие и успешное продвижение в эволюции зависит от того, как человек творит свою карму. Если он гоняется за призрачными благами, когда в материальном благополучии видит счастье, тогда карма бьет его, чтобы этими ударами жизни разбудить сознание и скорректировать жизненный путь. Каждый может вспомнить свои недуги, несчастья, катастрофы и разрушения в жизни и может предположить, что все они были следствием неблаговидных действий в прошлом. Внутренняя жизнь влияет на карму во много раз больше внешней. Любое преступление является лишь малой частью внутренней подготовки. Но насколько длительна такая подготовка! Сколько соседних сознаний было отравлено в ее процессе и сколько лучших возможностей было отринуто — об этом не думают. По времени карма бывает зарождающейся, зрелой и накопленной. Зарождающаяся карма — это то, что человек создает своими действиями, желаниями и мыслями в текущей жизни. Часть ее изживается в этой же жизни, остальная переносится в следующую. Зрелая карма — это те условия, на которые человек реагирует. Это то минимальное количество радостей и страданий, а также условий, которые как следствие перешли из предшествующей жизни, включая продолжительность самой жизни и смерть. Они должны быть изжиты в этой жизни. Накопленная карма — та, которая по разным причинам не была изжита в предшествующих жизнях и требует для своего погашения особых условий. Она доступна изменению. Значительная часть ее состоит из наклонностей, мыслей, побуждений, которые могут быть усилены или ослаблены. В текущей жизни действуют все три вида кармы одновременно. Часть зарождающейся кармы человек должен изжить в течение этой жизни, и часть ее пойдет на формирование условий следующей. Таким образом, он живет по условиям зрелой и зарождающейся кармы, а накопленная влияет только на характер условий. Часть кармы, сформированной в этой жизни, подлежит немедленному изживанию. К такому виду относится карма лжи, клеветы, ложных обвинений. Каждое ложное обвинение, подозрение и утверждение немедленно отягощает пославшего, и неразумно надеяться, что последствия лжи можно отложить или скрыть. Именно эти действия, подобно обещаниям, врастают в карму для неотложного изживания. К таким же видам личной кармы относится совершение нецелесообразных поступков, идущих вразрез с накопленным опытом предшествующих жизней. В каждой жизни человек может изжить ту часть старой кармы, которая настигнет его в данном воплощении, и сразу же начнет новую. При расширенном сознании карма изживается быстрее и легче. В этом случае и новая карма будет более высокого качества, а старая не будет тяжелой, ибо очищенное мышление и, следовательно, очищенная аура совершенно иначе реагируют на обратные удары. Таким образом, человек может выйти из казалось бы заколдованного круга кармы, но только кармы земной, ибо карма не может прекратиться, покуда существуют сознание и мысль. Карма, идущая в соответствии с космическими законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в новые круги и выходя из них. Трудная карма не значит низкая. Легкая карма — карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко среди благополучия человек поднимается на следующую ступень духовного совершенствования. Потому среди мудрых принято считать легкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной д'Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Есть несовместимые между собой виды кармы, которые не могут быть изжиты в одном теле. Иногда образуются обязательства по отношению к каким-либо людям, которые для этого должны встретиться. Иногда карма должна изживаться среди определенного народа или в определенном общественном положении, так как было положено основание для подобного рода кармы. От кармы нельзя убежать или обмануть ее. Совершающие такие действия платят большими страданиями. Агни Йога говорит: «Некоторые люди пытаются обмануть карму. Не говорю о тех, кто о карме вообще не слышал. Но даже знающий о карме пытается обойти ее. Можно представить, как преступник дрожит после злодейства и ждет кары. Но дни проходят, и ничего не случается. Тогда преступник смелеет и начинает воображать, что преступление его было маловажным или оправдано по каким-то высшим законам. Потом он настолько костенеет, что начинает глумиться над кармой, называя ее выдумкой невежд. Но в самый неожиданный час происходит удар. И человек обвиняет карму в том, что она подстерегала лучшее состояние, чтобы тем сильнее поразить. При этом преступник не думает, что могли существовать многие причины, обусловившие час действия кармы...» Занимающий высокое служебное положение, причиняя страдание какому-либо человеку в первый раз, имел бы, может быть, незначительное следствие за страдания последнего, но безответность породила вседозволенность, и теперь страдания уже могут причиняться многим людям. Трудно даже представить, какую карму такой человек наживает на следующую жизнь, и маловероятно, что его страдания в этой жизни компенсируют хотя бы часть ее. Карму нельзя устранить, но ее можно облегчить. Это достигается устремленным движением вперед к выполнению высокодуховной цели. Нужно «бежать впереди кармы». Конечно, карма нагонит, но воздействие условий уже будет другим. Например, одно страдание от нанесенной ему обиды испытывает невежественный человек, и другое — познавший вред обид, которому обижаться уже не свойственно. В предшествующей жизни он кого-то обидел. В этой жизни ему нанесли обиду, но она не вызвала взрыва негодования, замкнутости или страдания. В Агни Йоге говорится, что карма есть болезнь прошлого, исцеление от нее в будущем. Может устремиться в будущее тот, кто желает освободиться от прошлого. Устремление всем существом охраняет от падений. Карма распространяется на все действия, на все миры. Она может ускориться и удлиниться, облегчиться и усугубиться. Усугубление кармы отражается не только на следующей жизни, но и на пребывании в развоплощенном состоянии. Люди могут принимать на себя следствия, порожденные другим лицом, но лишь в земном смысле. В духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные человеком причины прежде всего отражаются на его внутреннем, или духовном существе. Потому только духовное перерождение может изменить или, вернее, ослабить реакцию на него порожденных им следствий. Высокий дух может помочь человеку в этом духовном перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все, содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух не ощутит высокого порыва к очищению. Действие высокого порыва или качества может нейтрализовать и превозмочь следствия низших качеств в природе человека и, таким образом, изменить весь характер человека, как бы перерождая его. Лишь сам человек является творцом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего. Потому кто может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного участия? Не все приобретенные способности могут быть выявлены в одной земной жизни. Причина этому опять-таки кармическая (карма личная и карма всего человечества), физический инструмент еще не приспособлен к выявлению разнородных особенностей нашей индивидуальности. Потому так малочисленны индивиды, обладающие этим высшим даром. • • • Некоторые люди считают, что в случае безвыходных обстоятельств они имеют выход из чрезвычайно трудных условий — самоубийство. Но это будет лишь утяжелением следствий. Как уже говорилось, смерть — явление кармическое. Человек изжил карму, и использованное физическое тело уже не может отвечать условиям новой кармы. Оно сбрасывается независимо от возраста человека. Самоубийство же — явление, совершаемое человеком по его свободной воле. Человек не справился с кармическими условиями, в которые он сам себя поставил, и решил уйти из жизни. Но в следующей жизни он вынужден будет пройти эти условия, только при отягчающих обстоятельствах. Вопрос о самоубийцах более подробно будет рассмотрен в главе о перевоплощении. Карму могут создавать коллективы. Потому, кроме кармы индивидуальной, человек может иметь карму семейную, групповую, партийную, народную, государственную, планетную. Но индивидуальная карма всегда является главной, основной. Причем карма прежде всего складывается из наклонностей, мыслей и побуждений человека, а поступки — факторы второстепенные. Буддисты говорят: «Карма есть мысль». Если бы было иначе, то человек никогда не освободился бы от своей кармы. Именно индивидуальная карма, будучи основной, решающей, влияет как на порождение, так и на погашение всех видов кармы. Вредя себе, человек тем самым вредит и другим. В Космосе все связано, все переплетено между собой, и ничто нельзя расчленить, потому и карму индивидуальную нельзя отделить от всех прочих видов кармы — групповой, расовой и т.д. Групповая карма образуется действиями общества, семьи, определенного класса, партии и др. Все, принимавшие участие в образовании такой кармы, должны будут встретиться не только со своими противниками, которым они причинили какой-то вред, но и между собою, чтобы распутать узлы кармы, когда-то завязанные. Карма больших коллективов; таких как государство и народ, образуется стремлением данного народа и государства к достижению своих целей в течение длительного времени. Такая карма ввергает народы в войны, в которых каждый социум страдает настолько, насколько он был виновен в создании условий, породивших войну. Можно наблюдать, как карма настигает не только прямого преступника, но и всех косвенных соучастников. За одного злоучастника страдает целый народ. Не учение о мести, но свойство духа связывает много сообщников. Никто не поймет, как он явлен соучастником преступлений. Некоторые страны как бы несут на себе какое-то проклятие. История этих стран может дать разгадку. Но не все причины входят в историю. Несправедливость, совершенная относительно одного человека, может отразиться на целой стране. Сложность условий современной жизни и ее бездуховность, когда все приносится в жертву личному благу, и та легкость, с которой попираются права другого человека и нарушаются свои обязанности, создают необыкновенную сложность кармических отношений. Она с каждым годом становится все более и более угрожающей, делая жизнь все более невыносимой и затягивая кармические связи людей все туже. Кармический закон решает распутывание таких узлов периодическими катастрофами, после которых очищенное человечество начинает новую жизнь. Теперь о Владыках кармы. Около этого понятия много смущения. Разве возможно представить себе, чтобы Владыки кармы занимались отвешиванием кармы по порциям всем миллиардам воплощающихся душ! Но и такое нелепое утверждение приходится встречать. В книге Учения сказано: «Силы, явленные для служения Свету, не вторгаются в карму, как думают некоторые, непосвященные в мощь кармы. Силы Света наблюдают за действиями человеческими, давая направление, но, не вторгаясь в жизнь. Примеров тому много. Вестники появляются, предупреждения посылаются, даются направления и указываются пути, но выбор назначенных утверждений напрягается волей человека. Именно самодеятельность духа может приблизить к лучшей карме. Тем же можно объяснить, почему Силы Света не останавливают дух от разных действий, которые часто нарушают назначенное... Силы Света никогда не вторгаются в кармы человеческие. Закон свободной воли часто не позволяет Им указывать явление, которое кажется неясным». Агни Йога говорит: «Часто Нас спрашивают, почему Мы не торопимся уничтожить вредное существо? Эго действие нужно пояснить, тем более что вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от самого негодного до достойного. Потому разящий должен, прежде всего, омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе, отдельно справедливое уничтожение может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть употребляемо очень осторожно». Действительно, недопустимо пытаться изменить карму умышленно и насильственно. Владыки кармы каждое насилие прибавляют к чаше осуждения, но Они могут облегчить карму там, где усовершенствование и приношение без счета. Если бы люди поменьше думали о карме и чаще о чистоте и усовершенствовании своих чувств и мыслей, то они преуспели бы гораздо больше. Сам страх порождения новой кармы уже губителен, ибо он парализует нашу энергию, накопление которой есть залог преодоления той же кармы. Много самых чудовищных извращений можно наблюдать около понимания кармы. На Востоке встречаются такие фанатики, которые из боязни усложнить личную карму вмешательством в судьбу ближнего отказывают ему в помощи и даже спокойно смотрят, как тот тонет или гибнет в пожаре, не соображая при этом, что именно отказ в помощи утяжеляет их карму. Кто может сказать, когда и где мы платим свой старый долг? Можем ли мы утверждать, что тот или иной случай или положение, в котором оказался человек, есть всецело его карма? Часто встреча с отягощенным человеком есть именно наша карма, и, отказав в помощи, мы отягощаем себя. Лишь Архат может знать, когда и где он должен вмешаться. Люди же должны протягивать руку помощи там, где сердце это подсказывает, помня закон соизмеримости, и что помощь в духе есть наивысшая. Жизнь так сложна, и потому всегда и во всем следует руководствоваться, прежде всего, целесообразностью. Так, не порождения новой кармы следует опасаться, но лишь заботиться о ее качестве. Ничтожная карма и принесет ничтожные возможности. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но именно она приносит великие достижения в будущем. Потому люди не должны избегать действий и ответственности, но лишь думать при этом об усовершенствовании своих побуждений и чувств. Если, оказывая добрую помощь ближнему, человек и принимает на себя долю этой кармы, то такая карма не может отяжелить его духовное развитие, которое одно только определяет карму. Также если действие или дар, сделанный с высоким побуждением, принят с таким же чувством и пониманием и приложен к той же высокой цели, то порожденная таким образом тройная энергия в обратном своем движении принесет следствие, усиленное стократно. Конечно, возможно, что и не в этом воплощении, а в следующем, ибо, чем больше круг, захваченный действием, тем больше времени потребуется на его оборот, но тем мощнее следствия и возможности, собранные им. Вот почему во всех восточных писаниях указывалось, что помощь, оказанная подвижнику, по своим следствиям превышает все другие. Но именно эта великая истина послужила основанием для самых страшных злоупотреблений со стороны жреческой касты. Люди забыли, что золото и материальные сокровища не имеют приложения в мирах надземных. Потому улучшения кармы нужно искать не в воздержании от действия, но в усиленном развитии и накоплении духовных сокровищ. • • • Много непонимания около понятия прощения. Простивший полагает, что он совершил что-то особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощенный думает, что все кончилось, но ведь карма остается за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощенного и тем не утяжелил ее, но сам закон кармы остается поверх обоих участников. Повелители кармы могут до известной степени изменить ее, если огонь очистительный вспыхнет ярко. Но такое пламя нелегко разгорается. Для достижения хороших последствий решающее значение имеет не только то, как выполняется работа, но также побуждения и мотивы труда, руководящие человеком. Можно выполнить очень полезную работу, но если мотивы, побуждающие к ней, были не чисты, то сама работа теряет ценность. Однако человек не выполняет работу без мотива. Один работает ради денег, другой ради славы, третий ради науки и искусства, четвертый — ради любви к близким, кто-то трудится для людей ради тщеславия, кто-то стремится заслужить похвалу своей доброте. Но любой мотив человека связывает. Конечно, всякое хорошее дело вернется к человеку рано или поздно, в том или ином виде, но он будет воплощаться до тех пор, пока не научится действовать без личных мотивов, без погони за последствиями. Не заинтересованность в результатах труда есть главное условие создания хорошей кармы. Но труд без заинтересованности будет каторжным. Потому единственным мотивом, который человека не свяжет и не создаст плохих последствий, будет труд, направленный на Общее Благо и на выполнение эволюционных задач. • • • Одно из назначений кармы — создание характера человека, а так как жизнь складывается из повседневных мелочей, то насколько добросовестно он выполняет свою работу, особенно каждодневные дела, настолько развивается и его характер. Пока человек не научится в каждую свою работу вносить все свое умение и прикладывать к ней все свое старание для ее совершенства, до тех пор он не может выполнять более ответственные задачи и не поставится в условия, поднимающие вверх. Его карма до этого не допустит. Поэтому каждый должен быть велик на своем месте. Работа должна быть свободной, без принуждения. Любовь к ней создает непривязанность к результатам этой работы, ибо, закончив одну, благодаря любви, человек начнет другую. Если он всякий труд превращает в служение эволюции, то такая работа гармонична, красива, изящна. Она превратится в песню, молитву, гимн, вызывая возвышенное состояние духа у творца и окружающих, не говоря уже о потребителях ее результатов. Не нужно ждать за свою работу награды, поощрения, похвалы и т.п. Все это вызывает заинтересованность и привязывает человека к результатам труда. Награда будет в духовном совершенствовании. ЗАКОН ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯСущность закона перевоплощения заключается в том, что человек целым рядом последовательных жизней на физическом плане бытия приобретает все более и более полный жизненный опыт, который в промежутках между воплощениями, во время нахождения в развоплощенном состоянии, претворяется в способности и характер человека, с которым он является в новую жизнь, всякий раз продолжая предшествующую, начиная с той ступени развития, на которой человек остановился в предшествующей жизни. Это по сути закон, определяющий начальные условия каждой жизни. Всякая жизнь есть определенный урок, определенное задание, которое нужно выполнять. Если человек успешен в разрешении поставленной задачи, он эволюционирует быстрее, если же менее успешен, то будет возвращаться много раз в ту же обстановку, в которой он не преуспел. Трудно себе представить тот бесконечный ряд жизней, которые каждый из нас прошел до современного уровня развития и сколько еще придется каждому пройти, чтобы не отстать от эволюции. РАЗВОПЛОЩЕНИЕВ момент смерти тонкоматериальный человек переходит из физического тела в мир тонкий. В то же время им утрачивается и эфирный двойник. Физическое тело начинает разлагаться, а эфирный двойник еще некоторое время находится около физического тела, после чего через некоторое время он рассасывается в эфирной материи. Вследствие своей уплотненности он может быть виден некоторыми людьми в первые дни после смерти. Часто эфирный двойник принимают за призрак или за душу человека, однако это просто безобидная оболочка. ПЕРЕХОД В ТОНКИЙ МИРСуществует широко распространенное среди индусов поверье, что будущее состояние, как до рождения, так и само рождение зависят от последнего посмертного желания человека. Но это посмертное желание, говорят они, неминуемо зависит от образов, которые человек придал своим желаниям, страстям и мыслям в течение своей прошлой жизни. По этой самой причине, чтобы самое последнее желание было бы благоприятным будущему прогрессу, люди должны наблюдать свои действия, контролировать и воспитывать страсти, желания и мысли во время всей земной жизни. Опыт людей, умиравших и возвращенных к жизни, подтвердил это. Но для того, чтобы появилось такое последнее желание и мысль, необходима длительная повседневная тренировка, или воспитание мышления, которая должна стать образом жизни и войти в привычку, поскольку подобные мысли непроизвольны и не контролируются. Потому в любой момент в сознании должна находиться возвышенная мысль. Некоторые религии рекомендуют постоянно держать в сознании образ Бога путем многократного повторения Его Имени и молитв к Нему, иногда сопровождая чтение четками. Таким образом, даже при случайной, внезапной смерти в сознании останется мысль о Боге. Действительно верующий на каждое проявление условий реагирует молитвой. Религия говорит: «Идущий к отцам, с ними пребудет. Идущий к Ангелам, с ними пребудет. Идущий к Богу, с Ним пребудет». Назначивший себе наибольшее движение получает лучшее достижение. В последний момент вся жизнь отражается в нашей памяти, и выступает из всех забытых закоулков картина за картиной, одно событие за другим. Умирающий мозг вытесняет память сильным чрезвычайным импульсом, и память точно восстанавливает каждое впечатление, доверенное ей в течение периода мозговой деятельности. Те впечатление и мысль, которые были наисильнейшими, естественно, становятся наиболее яркими и переживают, так сказать, все остальное, которое исчезает. Ни один человек не умирает сумасшедшим или в состоянии бессознания, как некоторые физиологи утверждают. Даже безумный будет иметь свой миг совершенной ясности в момент смерти, хотя и не в состоянии сказать о том присутствующим. Человек часто может казаться умершим, тем не менее между последним ударом сердца и до момента, когда последняя искра живой теплоты оставляет тело, мозг действует, и сущность переживает в этот миг всю свою жизнь вновь. Рекомендуется говорить шепотом у смертного одра и сознавать себя в торжественном присутствии смерти. Особенно необходимо сохранять спокойствие тотчас после того, как смерть наложила свою требующую руку на тело. Необходимо разговаривать шепотом, чтоб не нарушить мысли отходящего и не воспрепятствовать деятельной работе прошлого, бросающего свои отражения на покров будущего. Каждая религия, как связь с высшим, находит слова о несказуемом переходе в мир тонкий. Но земное сознание все-таки сохраняет все чувства, которые находятся в мире тонком, хотя бы и претворенные. Самый миг перехода в тонкий мир имеет вид головокружения, то же самое, как при обмороке или начале падучей. Затем следующие чувства зависят от подготовленности сознания. Если оно было омрачено или тускло, чувства не могут претвориться при новом состоянии. Тогда наступает забытье или дремотное блуждание. Состояние не из приятных. В книгах Р. Моуди и П. Калиновского момент перехода описан достаточно полно по свидетельствам возвратившихся из состояния клинической смерти людей. Все случаи отличаются только сюжетом и действующими лицами, но планы сценариев идентичны. После быстрого движения (эффект перехода в мир тонкий) в большинстве случаев они видят врачей, склонившихся над безжизненным телом, слышат их разговор, пытаются с ними заговорить, но остаются не услышанными; пытаются помочь или помешать им — безрезультатно; пытаются ухватиться за их руки, но проходят сквозь них. Подумав о близких, они оказываются рядом с ними, видят их, но опять остаются не услышанными. Видят близких умерших, облик которых не всегда соответствует возрасту, но твердо знают, кто из них кто. После этого, одних спрашивают о желании возвращения назад, других просто возвращают, третьи встречают препятствие: стену, которую не в состоянии перелезть, дверь, которую не знают, как открыть, реку, которую не могут переплыть, опушку леса, в которую не могут войти, солдаты на фронте — заграждения из колючей проволоки, которые не могут преодолеть, и т.д. Потом наступает возвращение. Перешедший препятствия назад не возвращается. Весь процесс можно попытаться объяснить. Человек вышел из физического тела и еще не сбросил эфирного двойника. Он утратил инструмент, посредством которого действовал в физическом мире, но его органы восприятия еще действуют. Он слышит и видит, но не может войти во взаимодействие с физическими людьми. Препятствие, через которое он проходит, возможно является сбрасыванием эфирного тела, после которого нет возврата в физическое. О дальнейшей жизни в тонком мире информация может быть получена от медиумов, как это сделано в книге Э. Баркер «Письма живого усопшего», или от Великих Учителей, как в «Письмах Махатм» или «Агни Йоге». Развоплощенный человек занимает одно из состояний тонкого мира, которое соответствует уровню его вибраций. Как уже говорилось, таких состояний столько, сколько людей на планете. НИЗШИЕ СЛОИ ТОНКОГО МИРАНо вначале человек еще обременен плотскими, иногда очень низменными накоплениями, которые удерживают его в нижних, плотных слоях. Это наиболее мрачное состояние тонкого мира. Оно наполнено развоплощенными сущностями, которые вели низменный образ жизни на земле, — преступниками, алкоголиками, наркоманами, злобными, жадными, похотливыми... Перейдя в Тонкий Мир, они не утратили своих земных вожделений. Они пытаются получить наслаждение, питаются отбросами человеческих излучений, соответствующих их наклонностям. Они не имеют инструмента для записи и память физического мозга. Потому никогда не насытятся, никогда не удовлетворят свои потребности. В Тонком Мире нет солнечного света. Каждая сущность сама излучает свет, цвет и яркость которого зависят от сущности человека, характера его постоянного мышления, качеств его я. Человек не может светиться ярче, если его энергии соответствуют нижним слоям Тонкого Мира. Но что может излучать житель низших слоев? Потому там и царят сумерки. Эти слои называются темными. Такими же, в зависимости от характера излучений, являются их жители. Это состояние напоминает ад христиан. Еще напомним, что Тонкий Мир — это лишь состояние материи определенного вибрационного диапазона. Он нейтрален по отношению к человеку, как нейтральна Природа. Но человечество в силу своего несовершенства населило его нижние слои алчными сущностями из своего числа. Итак, перешедший из физического мира человек в нижних слоях попадает в окружение несовершенных духов, которые набрасываются на него, пожирая тяжелые накопления жизни, каждый своего уровня и характера. Предположим, если человек в прошедшей жизни раздражался, совершал злые действия и употреблял алкоголь, то в нижних слоях с него будут снимать накопления соответствующие развоплощенные сущности и двухпринципные хищники. Алкогольными накоплениями будет питаться бывший алкоголик, и не один, злобными — злобные духи и т.д. Человек сильно страдает от этого, поскольку после перехода чувства обостряются. По мере снятия балласта человек поднимается в более совершенные состояния и, наконец, полностью от них освободившись, поднимается в средние слои Тонкого Мира, и страдания прекращаются. Ярые, злобные развоплощенные люди, жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени своих страстей. Именно они являются большей частью одержателями и ночными шептунами. Они не могут подняться в более высокие сферы, ибо одно приближение к ним причиняет им страдания, и ткани их начинают разлагаться от прикосновения более чистых флюидов. И мучительность таких ожогов тонкого тела превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев тонкого мира не поддаются описанию. Низшие слои — необязательное состояние. В начале говорилось о важности последнего желания и мысли. При переходе последняя мысль определяет направление полета тонкого тела, а устремление ее — дальность. В случае светлого, энергичного устремления тонкое тело, как снаряд, пробивает нижние плотные слои, надолго задерживающие продвижение, мгновенно пролетает через них и достигает высоких слоев. Тем самым исключается время на прохождение этих слоев и те страдания, которые испытывает человек, находясь среди темных духов. Возможно, он поднимется значительно выше своего уровня и затем придется опуститься, но это сделать проще, нежели подняться. Потому последняя мысль при оставлении материи подобна стреле. Можно наблюдать, как к концу физической жизни люди часто принимают облики, соответствующие их внутренней сущности мыслям, желаниям, побуждениям, страстям. Это справедливое качество будет усилено в Тонком Мире! Жители Тонкого Мира преображаются: кто просветляется, кто темнеет и даже обезображивается. Мало кто из жителей Запада понимает, насколько справедлив закон такого самопреображения. Люди не думают, что нужно позаботиться о своем облике заблаговременно. Каждая мысль, услащенная притворной улыбкой, расцветает в Тонком Мире по заслугам. По справедливости каждый отмеряет себе. Он примет заслуживаемый облик. Близкие из физического мира могут видеть его в наиболее ярко запомнившемся образе, но остальные — по его внутренней сути, которая в тонком мире сформировала облик. Этот облик будет для каждого из людей соответствовать стереотипу, запечатленному сознанием. Например, стереотип зла будет одним у жителя Запада, другим у жителя Востока. И одна и та же тонкоматериальная злая сущность будет принимать различные облики в сознании одного или другого. Но в обоих случаях это будет отталкивающее, неприятное зрелище, вызывающее страх или необходимость защиты. Такими же видят друг друга жители Тонкого Мира. Вот откуда алкоголикам в состоянии агонии являются видения мерзких сущностей. Но в описаниях жития подвижников есть и другие видения — прекрасные и сияющие — облики светлых и чистых людей. Но редко в современной прессе встречаются такие описания, в большинстве же — жуткие многоголовые чудовища — видения медиумов и одержимых. Переход в Мир Тонкий сопровождается уничтожением физического сознания, т.е. действительной смертью. И если люди в течение своей земной жизни не подготовились к жизни в Тонком Мире, то для них переход есть смерть. Но если в течение жизни было сформировано тонкое сознание, человек знал о невидимых мирах и готовился к жизни в них, то, естественно, он сохранит беспрерывность сознания, станет бессмертным. Для начала нужно хотя бы знать о существовании Мира Тонкого и утвердиться в нем. Потом — познать его, сотрудничать с ним, постоянно помнить о необходимости сохранения сознания, отходить по окончании каждого дня ко сну с мыслью о грядущей работе в нем, возвращаясь к бодрствованию, вспомнить о сновидениях и т.д. Нужно привыкнуть к состоянию бессменного труда, бесконечного и неустанного. Такое напряжение сознания незаменимо полезно для Тонкого Мира. Ведь люди обычно трудятся лишь для отдыха, но не для беспредельного совершенствования. Потому, оказываясь в Тонком Мире, они впадают в растерянность, туман, сон. Некоторые полагают, что за порогом смерти оставляют огорчения, злобу и всяческие обиды, долги и должников, ненависть и неприязнь и нарождаются вновь без этих качеств на земле чистыми и светлыми, достойными вступить в царство вечное. Именно за пределом смерти ничего не оставляется из перечисленного багажа, но еще приобретается. Человек переходит в Тонкий Мир со всеми своими пороками и добродетелями. Именно, он вполне сохраняет свой характер. «Язвы духа переносятся в Мир Тонкий, если они не изжиты на земле». Также сказано: «сеятель здесь и жнец там», в Тонком Мире. Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь становятся там еще яростнее, и наоборот. Многие просили бы научить их, как вступить в Мир Тонкий, но они не знают, как спросить, чтобы не показаться смешными. Так, в утренний час и в вечерний миг привыкнем к мысли о переходе в мир прекрасный. Пусть он будет для нас Прекрасным. ПРЕБЫВАНИЕ В СРЕДНИХ
|