Содержание   Библиотека



ИЕРАРХИЯ

     Также признание Иерархии есть редкое качество.

«Агни-Йога», 394.


     Осознание Иерархии не есть формальная дисциплина — это есть разумное сотрудничество.

«Агни-Йога», 431.


     Чему уподобляемо человечество: дико разрастающимся джунглям, тайге, где никакая организующая человеческая рука не направляет естественных процессов и все решают возникающие в них случайные соотношения сил, или же тщательно культивируемому саду, где все направляется заботливой рукой и Разумом, выработавшим План?

     История, в том виде, в каком она изложена в современных учебниках, несмотря на довольно убедительное объяснение социально-экономических факторов, вызвавших то или другое движение народов, не дает нам ответа на этот вопрос, ибо она не в состоянии объяснить: почему у этих народов иногда появлялись гениальные вожди, которые сумели зажечь дух народа и устремить его к новому достижению.

     Мы не можем ограничиться древней формулой, что всем руководит Бог, что все совершается по Его воле, ибо формула эта, во-первых, прозвучит, как голословное утверждение, и, вдобавок, вызовет у некоторой части человечества поползновение возложить вину за собственное плачевное положение на Господа.

     Эти люди даже пойдут на обвинение Бога в плохом Руководстве, совершенно забывая, что они сами, своими поступками, привели в действие Великий Закон Кармы, Закон Причин и Следствий, гласящий, что нет явления без причины, какова причина — таково и следствие; и что, следовательно, виноваты они сами, и плачевные их обстоятельства суть плоды, посеянного ими самими.

     Во-вторых, ни одно понятие не толкуется так различно, как понятие о том, что такое Бог. Для дикаря — это обмазанный кровью и жиром идол, которого он бьет при неудачах на охоте и, наоборот, при удачах приносит ему жертвы; для значительной части человечества — это очень древний старец с белой бородой, восседающий на заоблачном троне, мстительный и требующий славословий... А для иных Он не имеет ни формы, ни образа, Он — Дух, везде пребывающий...

     Если Он вездесущий и всемогущий Индивидуум или Личность, существующая отдельно от Мироздания, спросим мы, то как он может одновременно направлять действия каждого человека, не раздробившись при этом на столько же единиц, сколько и людей? И если мы признаем это раздробление, то уже не можем думать о Боге как об отдельном существе над мирозданием — Он всюду...

     Если же Он не индивидуум, не человекоподобная личность, а Несказуемый Источник Всего сущего, духовная природа вещей, таинственная однородная субстанция1 — не Разум, а Отец Разума, не Сила, а Отец Силы, — то Он не принимает непосредственного участия в делах каждого человека, не управляет им, так же как родник, дающий начало великой реке, не управляет ее течением, но в то же время родник-источник незримо присутствует в могучей реке, и без него не было бы реки...



     Несказуемый Источник, периодически бьющий в Беспредельности2, дает начало Вселенской Реке, разлившейся Млечными путями, каскадами переливающейся из Вечности в Вечность. ТО — Великое Движение, ТО — Бесконечный Поток, где Изначальная Несказуемая Однородная Субстанция переходит в столь же несказуемое многообразие, получает плотность и формы, инволюционирует и эволюционирует, и в ней возникают разумы.



     И за пройденными ступенями минерала, растения, животного и человека крылья Вечности несут человеческую особь через ступени сверхчеловека в ослепительное сияние божественности... Он уже Владыка Планет, пламенеющий Логос Солнечных Систем, Звездных туманностей — Сотрудник Начал...

     «Нет Бога, который раньше не был бы человеком», — гласит мудрость Востока. И нет конца восхождению, как не может быть конца совершенствованию, — перед нами Беспредельность!..

     Ныне представители человечества, прошедшие и закончившие свою человеческую эволюцию на теперь давно угасших на Вселенском просторе планетах, занимают божественные ступени во Вселенской Иерархии Света и сами являются Творцами новых небесных Светил. Они пришли к этому Путями самоотверженности и сострадания, победив в себе свою низшую природу, то есть победив Дьявола3. В великом Служении они раскрыли свой божественный потенциал, заложенный во всем сущем, и обрели мощь духа.



     Таким образом, те, кто когда-то, в своей детской стадии эволюции, возносили молитвы Творцу, сами стали объектами поклонения и молитв — стали Богами. И пройти их Путями — удел земного человечества.

     Мне кажется, кто-то, прочитав эти строчки, в ужасе закроет руками лицо: они покажутся ему кощунственными...

     Пожалеем такого: ведь ему с детства внушили, что он только «раб божий», а не Его сын; только червь, в прахе ползущий, а не потенциальный бог. И не такому Христос сказал: «Вы есть боги».

     «Важно понять Закон Иерархии» («Иерархия», 66).

     Управление человечеством (как и Вселенной) построено по иерархическому (ступенчатому) принципу, аналогично войску, где приказ Главнокомандующего доходит до рядового, лишь пройдя ряд все снижающихся ступеней и трансформаций. (Трансформаций потому, что командиры боевых единиц, дивизий, полков, батальонов и так далее будут приспосабливать и перерабатывать приказ в соответствии с условиями местности и прочими обстоятельствами; в результате этих трансформаций разные рядовые получат весьма отличающиеся один от другого приказы, и кто-то пойдет в атаку, а кто-то останется охранять полковое знамя).

     Не правы заявляющие: «Мне не нужно посредников между мной и моим Богом...»

     За исключением иерархического принципа, уподобление человечества войску неприменимо вследствие диаметрально противоположных отношений, существующих между солдатом и его иерархом-начальником, которому солдат обязан беспрекословно подчиняться под страхом наказания вплоть до расстрела.

     Человечество состоит из свободных людей, обладающих свободной волей, на которую не посягнет ни один Иерарх Света; нет принуждения в следовании Иерарху Света — нет и не может быть насилия на Его Пути, а лишь ласковый Зов и влечение магнита Красоты, духовности и любви. Сказано: «Иерархия не есть принуждение — она Закон Мироздания. Не угроза, но сердечный Зов и Предупреждение и Наставление ко Благу. Так признаем Иерархию Света» («Иерархия»).

     Свобода воли человека, свобода его выбора следования за добром или злом священны — это Космический Закон. Всякая попытка кого-то затащить в Рай насильно, путем хотя бы малейшего принуждения, недопустима, ибо противоречит нацеленности Космических Законов, устремляющих все сущее к единственному истинному счастью — к счастью Любви в самом высоком ее понимании.

     Ради любви возникли Миры и пришло в движение Великое Колесо Жизни. Великое Единое стало Двумя, чтобы могла возникнуть Любовь. Чтобы возникла любовь, дитя должно покинуть чрево матери — только так оно найдет свою мать, и мать найдет свое дитя, и между ними вспыхнет любовь, которая не сможет проявиться, пока оба будут одно тело. И не может заводная кукла заменить матери ее дитя, хотя бы кукла и произносила нежнейшие слова... Здесь ответ тем, кто обвиняет Бога, что Он не создал совершенных, ангелоподобных людей.

     Не играет Творец куклами и не нужны Владыке заводные игрушки. На Зов Любви ждет Он ответа от свободных своих детей... Великое Единое стало множеством, рассыпалось миллиардами Миров, зажглось миллионами Солнц, чтобы Вселенная залилась счастьем Любви. И во имя любви и сострадания Великие Иерархи пришли на нашу Землю на заре человечества, чтобы руководить им, слабым и неразумным, только что вышедшим из детских пеленок.

     Великие Иерархи Света, достигшие ступеней, обеспечивающих Им пребывание в великой Красоте и гармонии иных Миров, отказываются от заслуженного счастья и снова и снова облекаются в тяжкую плоть, принимая воплощения на Земле, чтобы принести человечеству скрижали Новейшего Завета, учить, звать и показывать Путь к Свету и — быть осмеянными, быть гонимыми, быть распятыми... Они пришли и идут Путем Великой Жертвы.

     Запомним: «...следует помыслить, что слава дел не ваша, но Иерархии Света. Затем можно восхититься беспредельностью Иерархии и укрепиться Подвигом, нужным всем Мирам» («Мир Огненный», ч. 2, 22).

     Поэтому: «Потрудимся для Света и Иерархии».

г. Балхаш,
60-е годы



СОДЕРЖАНИЕ
Карма
Мысль — защита
Этика
Ведите себя верхним Путем
Мышление. Труд
Иерархия
Подвиг
Учитель Жизни
Величайшее событие Века