Содержание | Библиотека

КАРМА

Представим себе индивидуальное существование наподобие каната, протянутого из бесконечности в бесконечность, не имеющего ни начала, ни конца и не могущего быть разорванным никакими силами. Канат этот состоит из бесчисленного множества тонких нитей, плотно прилегающих одна к другой, которые и образуют его толщину. Нити эти бесцветны, они совершенны но своей крепости, ровности и прямизне. Но сам канат, проходя но необходимости через всевозможные места, подвергается всяким случайностям. Очень часто одна из нитей задевается за что-нибудь и к этому прикрепляется, или просто с силой одергивается от своего прямого направления. Тогда она на долгое время выходит из строя и нарушает порядок целого. Иногда на одну из нитей попадает грязь или краски, и тогда пятно не только распространяется далее по загрязненной нити, но и переходит на другие, чистые, нити.

Помни же, что эти нити живые, что они подобны электрическим проводам; более того, они подобны животрепещущим нервам. И пойми, как неизбежно должны эти пятна и эти кривизны передаваться другим нитям. Но под конец эти длинные пряди, эти живые нити, образующие в своей сплошной непрерывности единую индивидуальность, переходят из тени в свет. Тогда они уже не бесцветны, они светятся, как золото, и снова прилегают без перерыва одна к другой. Снова между ними возникает гармония, и из этой гармонии, восстановленной внутри, выступает и более великая гармония.

Этот образ дает нам лишь малую частицу, лишь одну сторону истины: это — только малый отрывок ее. И все же остановись мыслью на нем; с его помощью ты будешь приведен к большому постижению. И при этом необходимо понять прежде всего, что будущее не образуется произвольно благодаря каким-либо отдельным действиям настоящего, но что все будущее есть неразрывное продолжение настоящего, как настоящее есть непрерывное продолжение прошедшего. На одном плане, с одной точки зрения, сравнение с канатом правильно.

Утверждают, что даже незначительный интерес к оккультизму дает уже большие кармические результаты. Это происходит оттого, что невозможно подойти хотя сколько-нибудь к оккультизму и не сделать определенного выбора между тем, что обыкновенно зовется добром и злом. Первый же шаг в области оккультизма приводит изучающего к древу познания. Он должен сорвать плод и есть; он должен сделать свой выбор. Не может он больше пребывать в нерешимости неведения. Он должен двигаться вперед или по праведному пути, или по греховному. Ступить же определенно и сознательно хоть бы на один шаг по тому или другому пути — значит вызвать большие кармические последствия.

Большинство людей идет, уклоняясь то в ту, то в другую сторону, не уверенные, к какой из стоящих перед ними целей они должны стремиться. Их идеалы жизни неопределенны; вследствие этого и Карма их запутана. Но раз порог знания достигнут, эта запутанность начинает уменьшаться и кармические результаты чрезвычайно усиливаются потому, что все они действуют в одном и том же направлении на всех планах бытия; ибо для оккультиста прекращается раздвоение, и не может он более повернуть назад, раз он переступил порог. Это также невозможно, как невозможно взрослому человеку стать снова ребенком. Индивидуальность доросла до состояния ответственности, и не может она более не считаться с ней.

Тот, кто желает избавиться от оков Кармы, должен перевести свою индивидуальность из области тени в область света; он должен в такой мере повысить уровень своего бытия, чтобы его нити не приходили в соприкосновение с грязнящими веществами и не задевались за то, что может отвлечь их в сторону. Он не более и не менее как поднимает себя над той областью, где действует Карма. Но для этого вовсе не нужно покидать того существования, которое является его уделом. Сама почва, по которой он ступает, может быть грубой и грязной, или наоборот — покрытой роскошными цветами, пыльца которых оставляет пятна, и другими привлекательными веществами, которые притягивают к себе и привязывают к жизни, но над его головой должно быть всегда открытое небо.

Тот, кто хочет быть свободным от Кармы, должен избрать для своего жилища воздух, а затем и эфир.

Тот, кто хочет создать себе добрую Карму, встретится на пути своем со многими осложнениями, и в стремлении посеять богатый посев для своей собственной жатвы, он может посадить тысячу сорных трав, а среди них и гигантский побег1.

Не желай сеять для своей собственной жатвы: желай сеять лишь те семена, плоды которых могут напитать мир. Ты — частица мира: давая пищу миру, ты питаешь и себя. Но даже и в этой мысли кроется большая опасность, которая неожиданно вырастает перед учеником, жившим долго в уверенности, что он работает ради добра, тогда как в тайниках своей души он обнаруживает зло; то есть он воображал, что имеет целью лишь великое благо мира, тогда как бессознательно его толкала мысль о собственной Карме, о том, что благо, к которому он стремится, готовится для него. Человек может запрещать себе всякую мысль о награде. Но самый запрет этот указывает на то, что награда является же данной. А между тем на пути ученичества нельзя стремиться вперед путем запретов. Душа должна быть освобождена от оков, желания должны быть свободны. Пока желания не сосредоточены на том, в чем нет ни награды, ни наказания, ни добра, ни зла, до тех пор тщетны усилия ученика. Ему может казаться, что он делает большие успехи, но наступит день, когда он будет поставлен лицом к лицу с своей собственной душой, и тогда он поймет, что приблизившись к древу познания, он выбрал не сладкий, а горький плод; и тогда завеса спадет окончательно, и он откажется от своей свободы и сделается рабом желания.

Поэтому внемли предостережению, пока ты только еще вступаешь на путь оккультной жизни. Знай, что нет исцеления от желания, нет исцеления от жажды награды, нет исцеления от пытки неудовлетворительной страсти иного, как только непоколебимое устремление взора и слуха на то, что незримо и безмолвно. Начинай немедленно упражняться в этом устремлении, и тогда тысяча змей будут устранены с пути твоего. Живи в вечном.

Выполнение действующих законов Кармы не может быть познано прежде, чем ученик достигнет того уровня, где они уже не касаются его.

Посвященный имеет право вопрошать о тайнах природы и знать законы, управляющие человеческой жизнью. Он приобретает это право, выступая за пределы ограничений природы и тем освобождая себя от законов, управляющих человеческой жизнью. Он сделался признанной частицей Божественного Начала, и преходящее не имеет более власти над ним. Он достиг познания законов, которые управляют преходящими явлениями. И потому все вы, стремящиеся постигнуть законы Кармы, старайтесь сперва освободить себя от этих законов; а этого можно достигнуть лишь устремлением внимания на то, что не подлежит этим законам.

1См. правило 4 первой части.