Предыдущая страница   Каталог литературы

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА
ПЕРВОГО  ПЕРЕПИСЧИКА

       При князе Игоре, сыне Рюрика, существовала уже в Киеве православная соборная церковь Святого Илии.

       Жена князя Игоря, великая княгиня Ольга, крестясь, стала заботиться о распространении христианства.

       По сказаниям летописцев, внук великой княгини Ольги, великий князь Владимир, очень долго исследовал вопрос, какую из религий принять. В 986 году он вел переговоры с волжскими болгарами — магометанами, хозарами — иудейского вероисповедания, немцами — западными христианами, и греческим мудрецом Кириллом.

       Отправка Посольства в Беловодье, на основании этих исторических данных, могла состояться, согласно сказанию, весною 987 года. Крещение великого князя Владимира и Руси совершилось в 988 году. По данным сказания, кончину отца Сергия можно отнести к 1043 году — при Ярославе Мудром (987+56=1043).

Перепечатка «Сокровенного сказания о Беловодье» разрешается при условии точного соблюдения текста.

1893 г. В.Г.

 

КАК БЫЛО ЗАПИСАНО
«СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ О БЕЛОВОДЬЕ»

       12 июля 1893 года я приехал с тремя моими младшими братьями в Вышенскую Успенскую мужскую пустынь, Тамбовской губернии, отстоящей от села Заметчина, где мы жили, примерно в 60 верстах (65 километрах). Эта пустынь была основана в 1625 году и расположена при устье реки Выши, на левом берегу. Особенно известна чудотворной иконой Божьей Матери.

       В монастыре нас встретили очень радушно, как старых знакомых, ибо мы были там уже в 1890 году летом и прогостили неделю. Кроме того, отнеслись к нам более чем сердечно, так как уважали нашего отца за его любовь к монастырю, его искреннюю веру, жертвенность и многократную помощь монастырю советом и делом.

       При посещении игумена, я между прочим просил дать мне возможность беседовать с одним из начитанных монахов, который помог бы мне разрешить ряд вопросов, возникших при чтении Евангелия и в обыденной жизни.

       К примеру, какой вопрос может интересовать тебя? — спросил игумен. На это я упомянул о двух вопросах, которые несчетное число раз задавал очень и очень многим, но не получал, по моему разумению, удовлетворяющего ответа.

       1. Не сомневаясь, что сила, исходящая от Иисуса Христа, исцелила женщину, страдающую кровотечением, пробуждала умерших, изгоняла бесов, исцеляла больных, — я хотел бы знать: не сказано ли где в житии Святых угодников, творивших тоже немало чудес, что-либо более подробно об этой божественной силе?

       Игумен ответил: Богу Господу все возможно и Его Пути неисповедимы, и чем искреннее мы будем верить, тем счастливей будем.

       На это я, в свою очередь, сказал: в Евангелии сказано: стучите — и откроется вам, просите — и дастся вам, поэтому я и стремлюсь говорить с духовно начитанным и развитым человеком, для получения желательных пояснений.

       2. Чем возможно объяснить, что в 1885 году иеромонах, сопровождавший чудотворную икону Вышенской Божьей Матери, предсказал моей матери, что молитва ее Владычицей услышана и ее желание исполнится, что, действительно, и совершилось через 18 месяцев. Мать просила даровать ей дочь — и таковая родилась.

       На это игумен сказал: инокам и вообще людям богатым духоразумением, Божественные Силы много больше открывают, чем другим.

Затем игумен, поговорив о красоте духовной жизни, по-отечески отнесся ко мне, сказал, что даст мне возможность говорить с весьма начитанным иноком, но что в духовных интересах моих желает, чтобы я больше верил и меньше умствовал.

       После вечерней службы подошел ко мне послушник и сказал, что после ужина он проводит меня к иеромонаху Владимиру, желающему со мною беседовать.

       Иеромонах встретил меня очень приветливо. Двухчасовая беседа прошла незаметно.

       На другой день было 15 июля, день нашего Ангела. После молебна мы встретились вновь. Между прочими вопросами я спросил: известна ли ему легенда о замке Грааля и как нужно понимать ее? На это иеромонах Владимир сказал, что эта легенда западных народов интересна и поучительна и что она, как и многие другие легенды, имеет свое основание и таит в себе глубокий смысл. Легенда эта, как и большинство других, изложена символически и доступна пониманию каждого, в зависимости духоразумения.

       Я спросил: нет ли и у нас подобной легенды?

       Через некоторое время иеромонах Владимир ответил: легенды не знаю, но мне лично доверено одно древнее сокровенное сказание о Беловодье, которое я мог бы некоторым образом, по духовному смыслу, сопоставить этой легенде, несмотря на первый взгляд кажущееся различие сюжетов.

       Я очень просил рассказать мне это сказание, но иеромонах Владимир молчал. Почувствовав в душе, что у него возникло какое-то сомнение, и видя, что он все еще не отвечает, я не задумываясь, вновь повторил свою просьбу, сказав, что если знание сказания к чему-либо обязывает, то я заранее обещаю исполнить любое требование.

       На это иеромонах Владимир ответил: ты первый, который просишь меня поведать это сказание. Я чувствую, что ты особый счастливец, тебе я могу его доверить, зная, что поставленное условие обета молчания ты соблюдешь. Передать в первый раз это сказание ты имеешь право лишь тому, кто усиленно тебя об этом будет просить. После этого обет молчания снят. Но это будет не скоро... В это время ты будешь, пожалуй, старше меня! Теперь же мне исполнился 61 год.

       Сам, по своей воле, до тех пор не рассказывай его никому, — не поймут и тебе будет тяжко... Да и в будущем только редким смысл его будет доступен...

       Вечером пойдем в бор, там на приволье достойней касаться высоких вопросов, к разумению которых хотя и стремится душа, но в силу своего еще недостаточно развитого сознания, обнять пока не может.

       Вечером после ужина, захватив с собою карандаш и тетрадь, я встретился с иеромонахом Владимиром. После нескольких минут ходьбы мы были в чудном бору, окружающем обитель.

       Усевшись на пень, иеромонах Владимир начал свой рассказ. Испросив разрешение, я дословно записывал.

       Иеромонах Владимир иногда вставал, ходил и вновь садился. Продиктовав несколько предложений, он попутно высказывал свои соображения и отвечал на мои вопросы.

       С его слов, сказание было доверено ему лет 30 тому назад, на последней исповеди старым монахом и могло быть им, в свою очередь, передано лишь тому, кто об этом будет просить, в противном же случае и он обязан передать сказание, по счету от начала в 28 раз, лишь почувствовав скорость кончины, своему духовнику.

       Он в памяти много раз воскрешал сказание и стремился проследить и пройти описываемый в нем путь, причем дерзал воображать себя на месте отца Сергия. При этом он всегда ощущал приятный душевный трепет, иногда даже дивные чувства, граничащие с блаженством... и время текло незаметно.

       Когда стало темнеть, мы прекратили писание. Я передал иеромонаху Владимиру написанное — с просьбой проверить.

       На третий вечер работа была окончена.

       Продолжая по вечерам беседовать с иеромонахом Владимиром, я пробыл в обители еще несколько дней.

       От души поблагодарив иеромонаха Владимира за чудные, незабвенные часы бесед и получив благословение, с чувством большого удовлетворения, счастливый и довольный покинул я гостеприимную обитель.

       Село Заметчина, Тамбовской губ., Моршанского уезда.
       Ноябрь 1893 года.

В.Г.

       В дальнейшей жизни, при разговорах, казалось, вопрос о Беловодье не возбуждал интереса у моих собеседников. Протекло незаметно ровно полвека, и вскоре исполняется мне 65 лет.

       28/15 июля 1943 года я встретил на курорте Чехочинек впервые человека, который в разговоре со мною спросил, не знаю ли я что-либо о Беловодье, о существовании которого он слышал, но, несмотря на старания, ни от кого ничего узнать о нем не мог. Это был известный русский народный поэт и гусляр — Александр Ефимович Котомкин, имя которого, с его согласия, здесь сообщается.

       Узнав, что я имею сказание, он был очень обрадован и убедительно просил меня передать таковое ему, что я и сделал. Предвидение иеромонаха Владимира сбылось.

       Обет молчания теперь с меня снят, и сказание становится достоянием народов Земли, ибо срок подошел, и наступает Новое Время...

       Курорт Чехочинек, близ правого берега реки Вислы.
       28/15 июля 1943 года.

В.Г.

 

О «СОКРОВЕННОМ СКАЗАНИИ»

       «Сокровенное сказание о Беловодье», записанное нашим другом и сотрудником В.Г. — исключительно важный и ценный документ. Потому опубликовываем его на страницах «Оккультизма и Йоги» и просим наших читателей отнестись к нему с особым вниманием. Едва ли приходится сомневаться в подлинности этой записи, ибо она вполне созвучна тем сведениям о Беловодье (или, другими словами, Великом Белом Братстве), которые имеются в эзотерической литературе.

       Есть ли другие свидетельства о Посольстве великого князя Киевского Владимира в Беловодье?

       Из повествования древнего русского летописца известно, что князь Владимир, задумав переменить веру, решил сначала сравнить вероисповедания соседних государств — и выбрать затем лучшее. Когда об этом узнали Камские болгары-мусульмане, то отправили к нему своих послов; пришли к князю Киевскому и «жиды хозарские», принявшие закон Моисеев; явились и западные христиане, миссионеры Папы Римского; прибыл и греческий философ, представитель православной Византии. Все они хвалили свою веру, но наибольшее впечатление произвело на князя вероисповедание греческого философа.

       Все-таки, он решил пока воздержаться от окончательного выбора и на другой год избрал из своих дружинников десять человек, людей разумных и сведущих, и отправил их в те страны, откуда приходили к нему миссионеры. Эти дружинники в качестве послов Киевского князя побывали у Камских болгар, у западных католиков и в Византии, где присутствовали (в Царьграде) на торжественном богослужении в храме.

       По возвращении в Киев, эти испытатели веры сделали подробный доклад князю и его советникам, высказавшись за византийское православие — и тогда князь, вместе с собравшимися боярами и киевскими руководящими кругами, решил дело в пользу византийского православного вероисповедания.

       Таково вкратце повествование летописца о принятии христианства на Руси. Однако, в летописи ни слова не говорится о Посольстве князя Владимира в Беловодье, которое по свидетельству Сказания было особенно многочисленным и пышным, — ведь в него входило шестеро из людей знатного рода, много знатных воинов и большое число слуг, всего 333 человека.

       Для тогдашнего сравнительно небольшого Киевского княжества такое Посольство, к тому же второстепенное, совершенно неправдоподобно, — ведь по свидетельству летописца во все остальные страны князь отправил всего лишь десять своих дружинников. Неужели летописец мог не знать о таком грандиозном Посольстве, а если знал, то почему же умолчал о нем? Неужели все сказание о Беловодье — вымысел и никакого Посольства на Восток для поисков истинной веры в земле неведомой князь Владимир никогда не отправлял?

       Нет, Сказание — это не вымысел, не сказка, но следует его понимать не буквально, а иносказательно, стараясь за внешнею канвою найти сокровенный смысл. Ведь сказание так и называется «сокровенным» — тайное в нем несомненно.

       Посольство на Восток, в Тибет, к Великому Белому Братству было отправлено, но тайное и совсем не многолюдное. О нем знали лишь ближайшие советники князя, и потому о нем не встречается упоминания в летописях и других исторических документах. Конечно, число 333 вымышлено, в тайном Посольстве не могло быть так много народа, — по-видимому, в состав его входило всего лишь три человека. Три славянских посвященных, которых называли волхвами.

       Нам известно, что они пользовались особым тайным знаком, напоминавшем изогнутую змею, — он был похож на арабскую цифру 3 (тройку) и на славянскую букву з (зело). Вот почему, отбросив экзотерическое, цифровое значение 333 и приняв его за тайное, графическое начертание, можно придти к заключению, что оно означает не триста тридцать три человека, а лишь три мудреца-волхва.

       Троих было вполне достаточы — ведь отправлялась не торговая и не военная экспедиция, а тайное, строго законспирированное Посольство.

В то же время славянские волхвы могли беспрепятственно проходить даже по чужим землям — никто не смел тронуть служителей богов, всюду встречали их с почетом и уважением, оказывали гостеприимство, снабжали необходимым.

       Обращает на себя внимание и число лет, о котором упоминает сказание: 21, 28, 49, 56. Все это числа, которые делятся на священное число 7; и это не случайное совпадение, а имеет глубокий символический смысл.

       Сокровенное сказание описывает Беловодье как «страну чудес», диковинную Страну в высочайших горах. Да, несомненно, Беловодье и есть трансгималайское Братство Посвященных, о котором было известно славянским волхвам, — на поиски его и было отправлено тайное Посольство в эпоху князя Владимира.

       Весьма характерно упоминание отца Сергия о том, что первое жилье, увиденное им в пределах таинственной горной Страны, было сложено из камня. Да, на высоком тибетском плоскогорье очень мало деревьев, пригодных в качестве строительного материала, и там почти все постройки из камня. Это должно было броситься в глаза путнику из Киева, ибо на родине его в то время все дома строились из дерева.

       Какие «два моря» встретило на пути своем Посольство в Беловодье? Очевидно, сначала оно воспользовалось древними торговыми дорогами: спустилось по Днепру в Черное море и оттуда — в Византию (великий водный путь из Варяг в Греки); из Византии отправилось дальше, к побережью Каспийского (Хвалынского) моря, переплыло его и попало в земли неведомые и незнаемые. Отсюда началось особенно трудное и опасное путешествие.

       Верблюды не были в диковинку на Руси, которая постоянно приходила в соприкосновение с различными степняками, пользовавшимися этими животными в качестве средства передвижения.

       Некоторые эзотерики считают, что Россия познакомилась с Беловодьем всего лишь 150-200 лет тому назад, тогда как прежде ничего не было о нем известно. Это неверно.

       Связь с Беловодьем была установлена значительно раньше. Из истории мы знаем, что царь Иван Васильевич в 1567 году снарядил Посольство в Сибирь, которое отправилось затем в Корею, посетило Пекин и даже побывало в Тибете. Зачем? В то время Тибет не интересовал Московское царство ни в торговом, ни в военном отношении. Но вполне возможно, что Иоанн Грозный, который был одним из образованнейших людей своего времени, узнал сокровенные предания о Беловодье и отправил верных людей на его поиски с особым поручением.

       

       «Сокровенное сказание о Беловодье» было впервые обнародовано в «Новой Заре» — русской газете, выходящей в Сан-Франциско, Калифорнии (в Пасхальном № 5109 от 24 апреля 1949 года, стр. 12-14). Этот номер «Новой Зари» у нас имеется. К сожалению, в него вкралось несколько досадных опечаток и пропусков, правда, небольших.

       Все эти погрешности исправлены нами по оригинальному тексту, полученному непосредственно от автора, записавшего «Сокровенное сказание».

В качестве предисловия к «Сокровенному сказанию» газета «Новая Заря» поместила несколько строк, написанных известным русским писателем Георгием Гребенщиковым, основателем издательства «Алатас» в Чураевке (США).

       Он свидетельствует, что «текст Сокровенного сказания о Беловодье и самая история его записи является чудесным для нашего времени событием. Самый факт, что автор записи, по особому завету держателя Сказания, хранил его в тайне ровно полвека и дожил до момента его опубликования, говорит о том, что Сказание теперь должно явиться откровением Пророческим.

       Разумеется, такие откровения не все могут признать чудесными, и только избранные и обладающие даром тонкого проникновения в Мир Духовный, могут воспринять его всем сердцем не только к сведению, но и к руководству в приготовлении вступить в период Сокровенного Беловодья. Сам автор записи находится вне России и не пожелал полностью подписаться под его записью. Эта скромность делает хранителю и автору записи честь и еще раз свидетельствует о важности Сказания, а не отдельных личностей.

       Но для того, чтобы опубликование этого документа-записи не носило анонимного характера, наше издательство «Алатас» в Чураевке предоставляет первое опубликование Сказания газете «Новая Заря», после чего издательство будет радо выпустить Сказание отдельной брошюрой».

       Издательство «Алатас» не выполнило своего обещания выпустить Сказание в виде отдельной брошюры, а теперь вообще прекратило свою деятельность. № 5109 «Новой Зари», конечно, давно уже невозможно достать, а потому мы и решили включить Сказание в этот сборник «Оккультизма и Йоги» — на пользу ищущих Света.

       Асунсион. Парагвай. Август 1959 г.

Доктор А.М. Асеев

 

Знак Знамени Мира

 

Предыдующая страница   Каталог литературы