Содержание | Библиотека

К ВОПРОСУ ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

"...Отживающие сознания не могут воспринять Учения Живой Этики, также как они никогда не поймут смысла происходящего. Изумительно наблюдать это полное отсутствие способности приспособления к новым условиям, к новой психологии масс — это уже какое-то окостенение.

Но все же напрасно думать, что сейчас мало ищущих, наоборот, их больше, чем когда-либо, но они разбросаны в самых неожиданных местах и слоях населения. Также несомненно, что многих отпугивает всякое упоминание об оккультизме. Ведь за последние десятилетия столько появилось бутафорских оккультных организаций, что каждый серьезный искатель старается отмежеваться от всего носящего ярлык оккультизма. Сейчас уже нужны новые определительные, отвечающие современной терминологии, принятой наукой, которая в своих последних открытиях так близко соприкоснулась с тончайшими энергиями и с потусторонним миром. Вы знаете, как я не люблю слово "оккультизм" и всякие напыщенные упоминания о посвященных, посвящениях, ибо в моем представлении тотчас же встает вся бутафория и параферналия псевдооккультных организаций". (29.Х.37 Гималаи)

ОГОНЬ ПРОСТРАНСТВА

«Дорогие друзья! Вы спрашиваете о проявлениях пространственного огня и состоянии нашей Планеты. Отвечу, поскольку это разрешается сейчас.

Конечно, огонь пространства един, но проявления его бесконечны, как и сознания, прикасающиеся к нему. Стадии огня надземного, или астрального (или огня Тонкого Мира), могут оявиться сокрушительными для земного организма, не подготовившего свое тонкое тело к восприятию его. Всегда и во всем имейте в виду качество и степень. Чем чище — тем мощнее, чем выше — тем мощнее. Можно соприкасаться с пространственным огнем только после того, как центры восприняли надземные огни и тонкое тело трансмутировалось в огнях пространства. Много стадий пробуждения центров, много радостей и возможностей.

К сожалению, состояние нашей Земли критическое. Взрывы нарушают защитную сеть, или ауру, атмосферы вокруг нашей Планеты — и сама Планета может неожиданно оявиться на взрыве. Такое насильственное переселение в сферы надземные является бедствием несказуемым, на неисчислимые эоны задерживая развитие и всего Космоса. Уже многие пространственные тела проникают в бреши нашей защитной сети, как необъяснимые диски и прочие странные образования. Необходимо уявить понимание опасности и пробудить сознание людей всеми мерами и способами к творимому невежественному преступлению.

Явите, дорогие друзья, бодрость и мужество, мы уже приблизились значительно к развязке. События сложатся неожиданно, не так, как мы ожидаем, но как всегда на пользу лучшей страны. Страстное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину и смысл совершаемого на всей Планете. Новые сознания должны полюбить волну Нового Строительства. Новое Строительство должно раскрепостить мышление — отсюда произойдут благие перемены.

Накопившаяся злоба в мире разрешится потрясениями. Но не опасайтесь! Щит Света — над новыми сознаниями, отказавшимися от злобы, зависти и понявшими, куда устремляется поток эволюции. Распространение зла будет остановлено. Космическая Справедливость приведет в действие новые рычаги — и новая Карма мира начнет утверждаться. Мировой войны не будет — лишь некоторые столкновения». (18.II.55. Гималаи)

ПИСЬМО ИЗ КАЛИМПОНГА

«Вы правы, что «в Учении все есть, но не дошло еще до сознания». Потому так важно перечитывать многие положения в разное время и в разном настроении. По прошествии некоторого времени сознание совершенно по-новому усваивает уже известные положения или формулы. Также люди не хотят понять, что вмещение не означает повторение и заучивание понятия на словах, но именно нужно приложение в жизни каждого дня. Да, «Мир всему Миру» — понятие, вместимое лишь на высших мирах, от которых мы так еще далеки! Потому и приходится согласиться, что космические катастрофы нужны и неизбежны, иначе как пробудить окаменевшее сознание человека! После каждой космической катастрофы неминуемо и очищение, и приток новых космических сил, освежающих сознание. Потому Новая Эра приближается, и даже я, в моем преклонном возрасте, еще увижу начало ее. Страна наша охранена Силами Света, и ничто грозное не коснется ее. Атомные бомбы ей не страшны. Знаю, что враги нашей страны будут посрамлены. Все сложится на прославление Родины. Все сложится мудрее мудрого. Новый Мир идет, и ничто не может остановить повсеместное пробуждение нового народного сознания. Одряхлевшее сознание не может ни создать, ни строить, лишь захватывать и разрушать. Но всякие захваты отошли в прошлое. Звериное начало должно быть изъято из сознаний новых поколений. Единая свобода — свобода мысли должна быть осознана как единственный прерогатив человека. Сверхчеловек — мыслитель прежде всего.

Пророческую страницу из «Добротолюбия», о которой Вы пишете, я смутно припоминаю, но сейчас у меня нет этой книги, потому привести ее дословно не могу. Помню только, что там очень образно представлена картина будущей мощи, роскоши и разврата Князей Церкви и крушение ее. Но самое истинное пророчество и точное знание заключается в словах Христа, сказанных Им женщине Самарянке: «Наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу: настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Христова Вера должна быть самой простой, самой сердечной и возвышенной. Но без знания духа и сердца, в простоте ее загнали в тупик невежества и ограничений. Там, где мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца — засыхают.

Вы спрашиваете об аналогии между семью космическими и человеческими проявлениями. Да, именно это знание сейчас так необходимо. Люди совершенно отошли от своей основы и начали вырождаться. Древнейшее изречение «Макрокосм и микрокосм — едины» до сих пор остается без должного к нему внимания. Ключ ко всей жизни, ко всему сущему, ко всему совершающемуся, конечно в нас самих, потому так неотложно изучение скрытых сил и свойств человека и соответствий их с проявлениями Космоса. Но и это придет. Центры человека отвечают центрам Космоса. Так наше солнечное сплетение отвечает деятельности Солнца. Функции сердца соответствуют Силе Всеначальной. Мокротная железа отвечает Луне. Шишковидная соответствует сокрытому Невидимому Солнцу в нашей Вселенной. Многие звезды соответствуют второстепенным гландам и многим плексусам в нашем организме. Сила кундалини соответствует силе, сокрытой в ядре нашей Земли. Сила половая отвечает космическому притяжению во всем сущем. Сила сознания оявляется в космической огненной силе, уявленной на притяжении ее к другим элементам и в постепенном развертывании ее свойств с каждым новым притяжением и слиянием. Можно привести много других аналогий, но и приведенных уже достаточно как канвы для развертывания мысли. Если бы люди могли осознать, что история человечества записана в звездных рунах! Великие Облики, вернее, Величайшие, связаны с Созвездиями и Солнцами, и история Их есть история этих Светил.

Итак, Родная, уже недолго ждать, скоро увидите сыновей своих и сможете помочь им во многом. Радуйтесь духом и любовнее, и теснее подходите к Великому Владыке в обращениях Ваших к нему. Великий Владыка сказал, что явится на объединении с сознанием Вашим во время Вашей молитвы к Нему, Ваших бесед с Ним. Явите, Родная, слияние всех Великих Обликов в Единый Свет Мира и обретете Истину. Делимость Духа велика и беспредельна.

Обнимаю Вас сердцем и шлю самую страстную силу устремления и мужества. Да будет Вам светло». (21.I.51 Калимпонг, Индия)

В ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

«Неправильно думать, что «за порогом смерти мы оставляем наши огорчения, злобу и всяческие обиды, долги и должников, ненависть и неприязнь» и что «мы нарождаемся вновь и вновь без этих качеств на Земле чистыми светлыми, достойными вступать в царство вечное».

Именно за порогом смерти мы ничего не оставляем из перечисленного Вами багажа, но еще приобретаем. Человек переходит в Тонкий Мир со всеми своими пороками и добродетелями, именно он вполне сохраняет свой характер. «Язвы духа переносятся в Мир Тонкий, если они не изжиты на Земле». Также разве не сказано: «Сеятель — здесь, и жнец — там», в Тонком Мире. Более того, все наши свойства и качества утончаются или усиливаются там, потому злобные здесь там становятся еще яростнее — и наоборот. Также мы нарождаемся далеко не такими ангелочками, как это принято изображать. Часто самые настоящие дьяволенки скрываются под этими с виду невинными младенцами. Каждое Эго при каждом своем новом нарождении сохраняет и приносит с собою весь прежний багаж. Куда же может деваться весь накопленный опыт? Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии, порожденные человеком, и являются его неотъемлемым достоянием (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей своей жизни соберет запечатленные им энергии, или вибрации, в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, потому и существует связь между жизнями, и новая тонкая оболочка слагается из прежней. Аура новорожденного белая или бесцветная потому только, что сознание еще не окрасило ее. Но при первом же проблеске сознания аура окрашивается в соответствующий цвет.

Так, истинно, мы приносим с собою свой старый багаж, но не все приобретенные способности могут быть выявлены в одной земной жизни, причина этому опять-таки кармическая (Карма личная и Карма всего человечества), физический инструмент не приспособлен еще к выявлению разнородных накоплений нашей индивидуальности. Также и духовный синтез, в его космическом размахе, выявляется лишь при завершении земного пути. Потому так малочисленны индивиды, обладающие этим высшим даром».

БОГ И САТАНА

«Не может быть, чтобы Бог абсолютно допустил какую-то другую власть, Сатану. Сатана есть человек, его низкие стремления — больше ничего». (Из письма к Е.И. Рерих.)

«Вся трудность в понимании существования зла при Благом Начале заключается в том, что люди очеловечили Несказуемое Божественное Начало и, в то же время, наблюдая множества несовершенств в проявленном мире, вполне основательно недоумевают, как мог Благий и Всемилосердный Бог допустить губительные космические катаклизмы, все ужасы и страдания, переносимые людьми в их борьбе за существование? И тут ограниченное мышление начинает создавать представление о наличии такой же мощной силы зла в лице противника Бога, или Сатаны. Но если мы отбросим ограничение или очеловечивание несказуемой мощи и примем величественный пантеизм древних, отзвук которого мы находим в Заветах всех великих Учителей, и в Библии, и в Евангелиях, то все станет на место.

Бог, в Его аспекте Абсолюта, заключает в себе потенциал всего сущего. В Абсолюте, или в Мире Высшей Реальности или Бытия, конечно, зла как такового не существует, но в мире проявленном, который есть следствие дифференциации, все противоположения уже налицо, т.е. свет и тьма, дух и материя, противоположные полярности, добро и зло и т.д. Советую очень усвоить первоосновы восточной философии — существование Единой Абсолютной Трансцендентальной Реальности, ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной и иллюзорность, или относительность, всего проявленного.

Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так, познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.

Действие противоположений производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимозависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, т.е. становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном.

Итак, когда мы осознаем, что понятия зла и добра в их космическом понимании относительны, то, конечно, существование Сатаны как фокуса самодовлеющего зла в космическом представлении и размахе, должно само собой отпасть или опровергнуться.

Но также несомненно, что облик Сатаны, как падшего Ангела и хозяина нашей Земли (следовательно, человеческой сущности), на горе нашей Планеты, существует, и, увы, он очень активен.

В эзотерических учениях Востока указано, что Люцифер пришел на нашу Землю вместе с другими Высшими духами, пожертвовавшими собою для ускорения эволюции Планеты и ее человечества. Но Люцифер не был Высшим среди своих Собратьев, и, когда ему пришлось облечься в земные и плотные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте. Уже с первых времен Атлантиды началось его падение, и во всех последующих веках мы встречаем его ярым противником своих великих Собратьев, неуклонно восходивших во славе Света. Индусские сказания увековечили падшего во многих образах, наиболее известный среди них — облик царя Равины с острова Ланки (Цейлон), противника богоподобного царя Рамы и похитителя его жены Ситы. Тот факт, что дух падшего Ангела в потенциале ядра духа нес энергии, присущие нашей Земле, и был для него роковым, ибо тем самым он был особенно привязан к Земле. Мы знаем, что каждое погружение или воплощение в плотную оболочку неизбежно затемняет знание духа, насколько же сильно было такое затемнение при несовершенстве таких оболочек в конце времен Антлантиды, когда закончилась полная инволюция духа в материю! Только Высочайшие Духи, пришедшие с высших планет, потенциал духа которых подлежал высшему притяжению, сохранили на всем прохождении земного пути свой Свет неомраченным. Теперь Вы можете понять размеры Великой Жертвы, принесенной и все еще приносимой этими истинными Спасителями человечества. Они поклялись выдержать бой с иерофантом зла и остаться со страдающим человечеством на Земле до конца ее существования. Перечтите «Криптограммы Востока» и все, что я уже писала Вам о Люцифере.

Люцифер сейчас возглавляет черное братство, которое очень мощно, ибо оно имеет пособников среди масс на всем протяжении Планеты. Именно темные силы всегда действуют массами; в одиночном бою они не сильны. Также они отличаются большею сплоченностью, чем сотрудники Сил Светлых, ибо осознание опасности иногда лучший объединитель. К сожалению, многие светляки не верят в силы тьмы и представляют из себя печальное зрелище разрозненных единиц и тех теплых, о которых так грозно сказано в Апокалипсисе. Да, малочисленны светлые воинства на Земле, но все же при помощи Высшего Знания Иерархии Света в конечном результате победа всегда останется за Силами Добра.

Так, невежды смеются над существованием Сатаны и тем подтверждают правильность сказанного одним тонким мыслителем: «Победа дьявола в том, что он сумел внушить людям, что он не существует».

Ведь когда мы во что-то не верим или отрицаем, мы перестаем этого остерегаться и тем легче попадаем в тенета, расставленные многочисленными приспешниками тьмы. Конечно, особенно прискорбно, что на протяжении долгих веков укоренилось глубоко невежественное и крайне опасное убеждение, что Сатана погубил человечество, дав людям познание добра и зла. Люди привыкли повторять эту возмутительную нелепость и совершенно не задумываются, что же мог представлять собою человек, не знавший, что есть добро и зло? Не был ли он просто безответственным животным? Но кто из людей согласился бы сейчас вернуться к такому животному прозябанию, хотя бы и в райском саду? Великий дар распознавания и, следовательно, свободной воли, есть дар Божественный, и, лишь владея им, человек может стать подобием Божьим. Потому дар этот не мог быть принесен силою тьмы, но был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносец. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных учениях Востока.

В «Сокровенном Учении» есть место, поясняющее этот смысл. «Так, Сатана, когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека — божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон Духа Жизни и освобождает от греха неведения, следовательно, от смерти...»

Конечно, этот «Сатана», как Вы уже знаете, есть совокупность тех Высших Духов, которые вместе с падшим Ангелом принесли человечеству свет разума и великий дар бессмертия. Потому именно Они должны были бы называться Светоносцами, или Люциферами. Падший Ангел утерял свое право на это имя».

ВЛАДЫКИ МИРА

«Теперь о Владыках Мира. Владыка населенного мира — Дух, прошедший бесчисленные существования на протяжении многих эонов и даже солнечных Манвантар в разных состояниях и даже мирах. Каждый населенный мир имеет своего Старшего Руководителя и младших. Но Старший Руководитель не всегда уявляется зародителем планеты. Он лишь дает Свою напряженную вибрацию и строит каждую идеальную форму и вид. Но дальнейшее развитие тонкой оболочки в уплотненную слагается с помощью младших руководителей, которые следят за их правильным сочетанием и страстным развитием. В дальнейшем ярое развитие низшего «я» или осознание своей отделенности уявило не только смешение — ярая свобода утвердила неправильные сочетания и породила все безобразные формы и вещи, которые потом сметались катастрофами, да и сами уничтожали себя негодными сочетаниями. Руководители отбирали лучших и снова населяли планету, и ярые с развитием инстинкта, или чутья, стали постепенно разбираться в соответствующих им вибрациях, или энергиях, и собираться в отдельные группы, и так образовались первые касты. Так касты уже установились у первых людей и животных. Старший Руководитель может перейти на новую планету и явить ей новый импульс, и снова перейти на другую и т.д. Приходится признать, что Старший Руководитель является многострадальным Иерархом нашей Солнечной системы.

Сатурн был первородным сыном Сириуса и братом-близнецом Урана. Но ярый Уран уявился Владыкой солнечным и стал соперником Сатурна. Сатурн оявился потом самым блестящим и страстно напряженным Солнцем, много обширнее Урана в силу поглощения им многих солнц, комет и лун. Он стал самым прекрасным солнцем, но пустоцветом из-за отсутствия в нем космического магнетизма, который необходим для правильного развития солнечной системы. И он был смещен Ураном.

Люцифер имел в своем организме все особенности состава Сатурна и яро развил мощь уплотнения тонких оболочек. Тем самым он способствовал развитию интеллекта и уявился на гордыне, стал мощным соперником Урана. Но Уран обладал высшими вибрациями и приобрел высшее знание. Солнечный Иерарх Урана вместе с Люцифером оявились на Земле — и Уран стал соперником Люцифера. Он оявился на призыве нового Солнца, ставшего центром нашей Солнечной системы, — и Сатурн должен был отойти.

Ярые зародители миров не всегда остаются с ними. Они только служат для уявления им первого импульса сознательной жизни и некоторой ступени развития. Потом они переходят на другие, более высокие миры, тоже нуждающиеся в новом импульсе к дальнейшему развитию, которое приходит только через соприкасание с сознанием человеческого духа, находящегося в гармонии с аурой планеты или уже обладающего солнечным сознанием Высшего Иерарха.

Люцифер имел в себе энергии и элементы своей планеты Сатурна. Сатурн не был населен из-за недостатка на нем космического магнетизма, который необходим для жизни. И Сатурн сейчас уже рассыпается, как огромная песочная глыба. Там нет никакой жизни. Луны Сатурна не обладают достаточным космическим магнетизмом, который был оявлен в нашей матери луне Урана". (Из письма в Харбин, полученного 17.XI.53.)

УКАЗЫ

( Из писем Е. И. и Н. К. Рерих)

...Друзья! Повторяю, держите мысли чистыми — это лучшая дезинфекция и самое знаменательное тоническое средство.

...Думайте, что вы живете в стеклянном доме, потому будьте осмотрительны во всех поступках и делах ваших.

...Утверждайтесь в добре и мыслите так, чтобы ни перед кем не устыдиться. Улучшайтесь, друзья, неустанно.

...Умоляю, найдите в себе мужество побороть главного внутреннего врага — разъединение. У всех он свил себе гнездышко. Одоление этого врага обеспечит победу. Скажем себе, что не может быть лицемерия среди сотрудников, и начнем с открытым сердцем, зажженным огнем устремления к Учителю, выявлять терпимость и дружелюбие друг к другу. Но пусть это делается всеми без исключения. Пусть все сказанное будет принято и приложено каждым сотрудником к себе, а не отброшено и занесено на счет соседа. Чаще бывает, что самость того, к кому сказанное относилось, прежде всего прикладывает это к своему соседу. Но мудрый и истинный ученик всегда будет искать причину сказанного в себе, а не в других, иначе как же совершенствоваться?

...Также раз и навсегда изгоним все обиды, поймем их как яд разложения. Обидчивость не может быть спутником ученика на пути продвижения. Давно сказано: «Невелика честь насадить сад обид» и еще: «Человек, чувствующий себя обиженным, привязывает себя к этой обиде и теряет подвижность мышления; теряя же подвижность, мы неминуемо тупеем».

...Ко всему сказанному следует применить соизмеримость, зная великие размеры построения, на новом месте будут обиды?

...Четыре основания, данные в начале Учения, должны быть всегда в памяти.

  1. Почитание Иерархии
  2. Единение
  3. Соизмеримость
  4. Канон Господом твоим. В нем звучит терпимость и вмещение.

...Потому не будем оглядываться в угол, где хранятся все допотопные привычки, отнимающие всякую радость. Устремимся в порыве сердечном к Светлому Учителю, неустанно проливающему на нас Свои Лучи радости и заботы. Откроем наши сердца для принятия этой благодати.

Будем обдумывать каждое слово, помня, что последствия слова даже Архат не может изменить. Неосторожное слово, даже само по себе благое, но сказанное не к месту и не по сознанию слушателей, увеличивает число врагов.

...Каждое слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом света.

...Проявим высшую меру терпимости, бережности и доброжелательства. Пусть каждый растет по мере способности своей. Лишь осторожные касания допустимы, иначе можем спугнуть соловья, залетевшего в наш сад.

Сколько сил будет сохранено от одной бережливости! Нельзя представить, насколько укрепится аура дома, где соблюдается отлично бережливость. Люди же лучше всего умеют хранить камни и металлы, менее — растения, еще менее — животных, и всего менее — человека.

...Нужно дать каждому свое слово сказать и найти терпение.

...Сколько сознаний — столько выражений. Потому следует каждому совершенно индивидуально выражать свои чувства. Нередко люди говорят о том же самом в таких различных словах, что нет возможности примирить их. Тогда не будем утомляться спором, но сердечно замолчим. Дадим поработать огненной энергии; она сумеет найти хотя бы и узкий вход.

...У каждого свой подход. Кто хочет самое легкое, кто предпочитает самое трудное. Кто не может говорить, но крепко стоит на дозоре. Кто имеет мелкие слова и летит за ними. Кто ощутит самое важное явление, но некоторые пожелают пребывать около неудачи. Можно бесконечно перечислять эти отличия, но лишь наличность сердечного огня оправдает свойства личности. Так, мы не устанем твердить о многообразии. Садовник знает, как сочетать растения, — на то он и мастер сада.

В Бхагавадгите сказано: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на том пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне».

...Пусть каждый из нас твердо придерживается установленных основ — принципов, чтобы даже в малейшем не преступить их, Ибо сможем ли всегда распознать, где оно-то малейшее, которое может привести к крушению?

...Будем внимательны к каждому малому обстоятельству — в земном бытии трудно различить, где малое, а где великое, где ненужное и где полезное.

...Постараемся понять, что когда говорят о добре, то предполагается правильное действие. Найдется правильное действие — происходит добро. Но если при самом яром говорении о добре будет произведено плохое действие, то лишь вред получится.

...И возьмем за обычай утром, начиная день, спросить себя, что можно добавить к работе порученной, чтобы Имя Учителя вошло во все дела наши и вошло не препятствием, но утверждением.

...Оканчивая день, каждый спросил бы себя о качестве мышления своего за эти часы.

...Необходимо, чтобы основы Учения применялись в жизни не как прихоть одного дня, но как длительное упражнение, без всякого раздражения и огорчения.

...Самые занятые люди могут каждый день уделить час на приближение к Учению. Не верим, что нет минуты для самого существенного, для чего живем. Каждый день принимаем пищу и без нее считаем день несчастным. Но дух наш получает также питание мысли, и без нее день будет даже преступным.

...Каждое воздержание от раздражения, каждое проявление терпимости будет как цветок приношения Учителю.

...Самая великая польза, которую мы можем принести, состоит в том, чтобы путем расширения сознания, улучшения и обогащения мышления и очищения сердца усилить наши излучения — и таким поднятием вибраций оздоровляюще подействовать на окружающее.

...Да поможет мне Учитель принести пользу там, где нужно. Пусть будет миру хорошо!

К МОЛОДЕЖИ

Сейчас хочется поговорить о самом близком.

Нам всем сейчас многое необходимо осознать и пересмотреть в своем внутреннем багаже, так как, мне думается, что скоро, очень скоро потребуются все наши силы тому, что нам так дорого, так бесконечно мило и к чему и тайно и явно устремляются все наши мысли и сердца — нашей Родине.

Но чтобы попасть туда и чтобы начать там светлую и прекрасную работу созидания, нужно всем быть готовыми внутренне.

Некогда Великий Учитель Истины принял на себя несказуемую жертву во имя Блага и Добра для всего человечества. Пошел на распятие для того, чтобы сдвинулись вековые цепи с сознания, скованного старыми традициями, старыми бытовыми устоями. Он не побоялся бросить в мир новый призыв о Красоте, любви и совершенствовании. Он не убоялся пойти против всех угнетателей, против поработителей всего светлого, против всех тех, кто так крепко цеплялся за ветхое и затхлое. Он показал несказуемое величие, приняв на себя муки, все страдания, какие только мог придумать для Него изощренный и злобный старый мир.

Нет слов на языках человеческих описать причины этого священного геройства, и лишь сердце в трепете устремления поймет всю эту красоту, поймет, что через эти муки и через страдания был погублен мир старых пережитков, и что на этих муках возник фундамент нового мира Света, Правды и Любви.

Эту жертву и это великое Воскресение, этот новый мир нельзя принять неочищенным и непросветленным сердцем.

Наша Родина и все мы тоже переживаем сейчас свое великое очищение. Сейчас нам всем особенно нужно подумать об этом внутреннем улучшении, а это особенно легко, когда все сердца устремлены к одной мысли, к одной цели. Ведь у Силы можно заимствовать, и от Света можно просветиться, только бы понять: в чем свет и в чем сила.

Нам сейчас непонятно многое, что совершается в мире, но если не разумом, то сердцем мы уже чуем, что все происходящее приведет ко благу и к вратам нового, прекрасного мира, к Воскресению из мертвых нашей Родины, в которой и сейчас уже наблюдаются огромные сдвиги.

Все совершающееся сейчас делается не зря и не даром. Нужно только верить, что Благо сильнее зла и что «Свет всегда побеждает тьму». Но чтобы тьма рассеивалась скорее, необходимо всем нам быть на постоянном и несменном дозоре, неустанно готовиться к прекрасному грядущему Воскресению мира и нашей Родины.

Ведь не сможем же мы войти туда со старою злобой и ненавистью. Ведь зло может быть искореняемо и побеждаемо лишь Добром. Эта истина проста и ясна, и проповедники зла должны сейчас умолкнуть. И Спаситель сказал: «Взявший меч, от меча и погибнет!» Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое и непобедимое начало. И оно у каждого в сердце, нужно лишь привести его в действие.

Все в нас, все зависит от нашей воли, от нашего устремления к совершенствованию. И для этого самосовершенствования мы, в конце концов, только и приходим на Землю.

Если мы хотим продвигаться по пути Блага, а не зла, и если хотим стать помощниками Света, а не тьмы и хаоса, то мы обязаны приложить все наше доброе для улучшения и себя, и окружающих. Только тогда мы и Родине нашей сумеем помочь, как нужно и как должно.

И мы начнем с себя — и начнем не откладывая!

О СТРЕМЛЕНИИ К ЛИЧНОМУ ПРИОБРЕТЕНИЮ

Некоторые читатели недовольны помещенной в сборнике статьей Свами Вивекананды «Психологические основы Оккультизма» («Оккультизм и Йога», № 5). Они осуждают автора за то, что он якобы поощряет приобретение богатств, упуская из виду, что в своей статье он говорит о долге гражданина, о строительстве жизни, а не только о духовном учителе. Каждая жизнедеятельная ступень несет и свою обязанность или долг, и ответственность. И мерки духовного учителя не приложимы к строителю жизни. Соизмеримость и Целесообразность — законы космические, и, когда они нарушаются, все ввергается в хаос. Кроме того, как уже было подчеркнуто в VI сборнике, Вивекананда указывает на приобретение сначала знания, а потом уже богатства — и в этом «потом» и весь смысл. При знании, как понимает его индус, и богатство становится благом, ибо тогда оно служит не личным целям, но Общему Благу. Ученики оккультизма должны уметь читать сознанием, просветленным сердцем. Мертвая буква умертвит и ум.

Привожу притчу из жизни Будды. «Анатхапиндика, человек несметного богатства, прозванный «Покровителем сирот и Другом бедных», услышав, что Будда остановился в бамбуковой роще вблизи Раджагрихи, немедленно отправился к Нему. Благословенный тотчас же увидел чистое сердце Анатхапиндики и приветствовал его благостными словами.

Анатхапиндика сказал: «Я вижу, что Ты — Будда, Благословенный, и хочу открыть тебе мое сердце. Выслушай меня и посоветуй, как мне поступить. Моя жизнь полна работы, и я приобрел большое богатство, я окружен заботами. Тем не менее, я люблю свое дело и принадлежу ему со всем усердием моим. Много людей работают у меня, и благосостояние их зависит от успеха моих предприятий. Но я слышал, как твои ученики восхваляют благодать и радость жизни отшельника и осуждают суету мирскую. Благословенный, говорят они, отказался от своего царства и нашел путь праведный и тем подал пример всем, как достичь Нирваны. Сердце мое жаждет поступить справедливо и стать благословением для всех моих ближних. Поэтому я хочу спросить у Тебя, должен ли я отказаться от моего богатства и моих дел и подобно Тебе избрать бездомье, чтобы достичь благодати и праведной жизни?»

Будда отвечал: «Благодать праведной жизни достигается каждым, кто следует благородному Пути Восьми Ступеней. Тот, кто привязан к богатству, пусть лучше оставит его, нежели позволит отравить им своё сердце, но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им, праведно употребляет его, будет благословением своим ближним. Я говорю тебе, сохрани свое положение и еще усерднее приложи свое умение к делам твоим. Не жизнь, и не богатство, и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти. Бикшу, который уходит из мира, чтобы вести жизнь беззаботную и бездеятельную, ничего не достигает. Ибо жизнь в лености есть отвращение, и немощь силы должна быть презираема. Дхарма Татхагаты не требует, чтобы человек непременно избрал бездомье или отказался бы от мира, конечно, если только он не чувствует к этому призвания. Но дхарма Татхагаты требует, чтобы каждый человек освободился от иллюзии самости, очистил свое сердце, отказался от жажды к наслаждениям и вел праведную жизнь.

И что бы человек ни делал, — будет ли он ремесленником, купцом или воином, или удалится от мира и посвятит себя молитвенному созерцанию, пусть он вложит все свое сердце и прилежание в свою работу, пусть он будет усердным и деятельным. И если он будет как лотос, который растет в воде и тем не менее остается не тронутым ей, если он будет биться в жизни, не питая зависти и ненависти; если будет вести жизнь не для услаждения самости, но лишь для истины, тогда радость, мир и благодать несомненно пребудут в сознании его».

Так и статья Свами Вивекананды преисполнена этого духа целесообразности во всем.

<<Предыдущая страница    Следующая страница>>