СВЯТОЙ СТРАНЫ СНЕГОВ«С Тенгри и районом к юго-западу от него связан один из удивительнейших эпизодов истории Тибета. Здесь в первой половине XI столетия жил и трудился великий проповедник Тибета, святой Франциск страны снегов. На юге Тенгри, в неприступных горных долинах до сих пор живут ревностные хранители заветов мудреца. Здесь, среди диких гор, еще можно услышать песни Миларепы и, как гласит предание, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, увидеть на стене пещеры его лик. Паломники ежегодно поднимаются на подступы к Эвересту, чтобы взглянуть на гигантскую расщелину в горе — след падения Наро-Бончуна. Однажды Наро-Бончун, один из выдающихся проповедников «черной веры» в Тибете, вызвал Миларепу на состязание в горы. Миларепа принял вызов. Наро-Бончун, видя, что Миларепа погрузился в медитацию, воспарил благодаря своей сверхъестественной силе к вершине Эвереста. Но разве могла победить «черная вера»? Внезапно над вершиной пика появился сияющий трон, на котором восседал Миларепа, и потрясенный Наро-Бончун упал в глубокую пропасть, признав свое поражение. Так рассказывает легенда, и сотни паломников прославляют мудрость праведника, которому повиновалось все живое на земле... Песни Миларепы очень популярны среди населения Тенгри, а предания о его подвигах можно услышать и поныне...» Эта обширная цитата — из книги «По тропам Срединной Азии» Ю.Н. Рериха — всемирно известного востоковеда, ученого, участника беспримерной центрально-азиатской экспедиции, организованной под руководством Н.К. Рериха, его отца. О Миларепе — Великом Святом Тибета, Сократе Средней Азии — так его тоже называют, европейцы знали очень мало, пока не была переведена на английский язык биография, написанная более восьмисот лет назад его любимым учеником — Речунгом. «Житие» считается точным изложением деяний и поучений Миларепы, являясь одной из многих священных книг Востока. В личности Миларепы воплотились те универсальные черты святости, которые присущи святым всех религий. Его заповеди о праведной жизни перекликаются с заповедями Великих Учителей других стран и эпох. Миларепа родился в зажиточной тибетской семье и был наречен Тхепагой — «Услаждение слуха», так как с детства у него обнаружился прекрасный голос и все заслушивались его песнями. Когда ему было 7 лет, отец серьезно заболел. Чувствуя приближение смерти, он составил письменное завещание, в котором поручал заботу о его семье и имуществе до совершеннолетия сына ближайшим родственникам. Но они незаконно захватили все состояние и оставили мать Миларепы с двумя детьми в почти полной нищете. Мстительная мать настояла, чтобы сын изучил черную магию и убил врагов-родственников, принесших им столько горя и страданий. Миларепа после долгого обучения у черного мага выполнил ее волю, убив 35 человек. Во время семейного торжества родственников, когда многие обидчики собрались вместе, дом рухнул, и все они погибли. Но юноша стал испытывать глубокое раскаяние о содеянном и решил ступить на путь духовного служения. Он покинул своего учителя черной магии и отправился на поиски истинного Учителя, который мог бы очистить его от греха, совершенного им злодеяния и указать путь просветления. После долгих и усердных поисков он нашел своего духовного наставника — переводчика Марпу, связанного с ним кармическими узами. Марпа-лоцзава или переводчик, известная личность в истории Тибета и буддизма вообще. Путешествуя по Индии, он привозил оттуда священные книги, переводил их на родной язык. Благодаря ему до нашего времени дошли уникальные буддийские трактаты, несохранившиеся в самой Индии. Марпа нагрузил Миларепу тяжелейшей физической работой, не давая никаких духовных наставлений. Тхепага месил глину, таскал песок и камни, строил дома, которые Марпа затем приказывал разбирать и строить на новом месте. Спина Миларепы превратилась в сплошную рану, он много страдал и в отчаянии три раза уходил от Марпы, чтобы найти другого учителя, но снова возвращался. И только много времени спустя он понял, что Марпа подвергал его столь мучительным испытаниям для того, чтобы он уже в этой жизни мог очиститься от груза совершенного зла. Во время бесед с учеником Марпа говорил: «Если ты действительно ищешь Истину, не выставляй напоказ свое усердие и трудись, пока не выполнишь порученное тебе дело». Выдержав все испытания, Миларепа ступает на путь Света, приняв посвящение от Учителя и предсказание: «Ты очень много сделаешь для буддийской веры; ты будешь иметь учеников, исполненных веры, наделенных энергией, умом, состраданием. Они достигнут мудрости и будут преисполнены милосердия и истины». Марпа завещал ему жить отшельником, и Миларепа поселился в высокогорной пещере, недалеко от родных мест, проводя все время в молитве. Благодаря постоянному контролю за своим физическим телом он смог приспособиться к условиям арктического климата гималайских высот, питаясь простой и скудной пищей, в основном похлебкой из крапивы. Спустя три года Миларепа почувствовал, как духовно вырос, как расширились и укрепились его знания. Однажды на него случайно набрели охотники после неудачной охоты. Они жестоко издевались над отшельником, требуя продукты. «Хотя это причиняло моему изнуренному телу большие страдания, — рассказывал потом Миларепа, — я искренне жалел их и плакал за них. Один из них, не принимавший участия в этой экзекуции, говорил: «Вы ничего не достигнете, обращаясь так жестоко со слабым человеком. Не он виноват, что вы голодные. Перестаньте это делать». Я не проклинал их, даже не помышлял об этом. Но божественное возмездие настигло их. Впоследствии я узнал, что они были арестованы: главарь был казнен, а все остальные, кроме того человека, который не причинил мне вреда, были ослеплены».
Прошло около года, и опять пришла группа охотников с большой добычей. Они отдали Миларепе все, что оставалось у них из запасов провизии, и обратились к нему с просьбой: «Ты заслуживаешь похвал за свой аскетизм. Молись за убитых нами животных и за нас, лишивших их жизни». Миларепа рассказывал своему ученику Речунге: «Я ощутил особый подъем духа, который никогда не испытывал ранее, и подумал о том, что заслуга, приобретаемая теми, кто отдает оставшиеся крохи пищи одиноким отшельникам, несомненно, превосходит заслугу тех, кто делает роскошные подарки обеспеченным людям, живущим в городах и селениях». К Миларепе стала приходить сестра, которой охотники рассказали о ее пропавшем брате. «Я не встречала ни одного человека, кто бы добровольно принял на себя такие страдания. Я прошу тебя, проси милостыню и питайся пищей, которую едят люди», — говорила она ему. Миларепа ей отвечал: «Ввиду неизвестности времени смерти, я не вижу смысла просить себе на пропитание; и у меня нет времени на это. Если бы даже я умер от холода, это случилось бы ради Истины и Религии, и поэтому у меня было мало оснований сожалеть об этом. Меня не может удовлетворять религиозность, о которой заявляют в кругу веселых, хорошо одетых родственников и приятелей, предающихся чревоугодию и пьянству и предпочитающих такую жизнь истинному искреннему служению». В следующую встречу сестра продолжала: «Кому нужен твой аскетизм? Я бы хотела, чтобы ты пошел в услужение к богатому ламе». И получила такой ответ: «Накопление богатства, привязанность к нему, а также Восемь мирских целей (стремление извлекать выгоду и избегать потерь, иметь хорошую репутацию, не быть осуждаемым, получать похвалу и быть прощаемым, получать удовольствия и избегать страдания) вызывают во мне такое же отвращение, как при желтухе жирная пища». Когда сестра стыдила его за наготу, Миларепа ей отвечал: «Мирские люди стыдятся того, чего не следует стыдиться. Но того, что действительно постыдно — причинение вреда и обман — они не стыдятся совершать. Они не знают, чего нужно стыдиться». Миларепа долгие годы живет в самых отдаленных пещерах. Но со временем у него появляется много преданных учеников, которым он передает свои знания и опыт. Настал момент, когда явилась делегация высокопоставленных чиновников с приглашением посетить правителя Непала. Миларепа отказал им и подчеркнул мнимость превосходства монарха. Для Миларепы, так же, как для многих мудрецов Азии, победа над собой была выше победы над миром, а отречение от него — лучше всех земных богатств. Из своей гималайской пещеры он смотрел с жалостью и состраданием на жизнь людей, стремящихся к роскоши и довольству. Его спросили, почему он не ведет образ жизни обычного религиозного человека. Миларепа ответил: «Я, конечно, не похож на тех лицемеров, облачившихся в монашескую одежду ради того, чтобы их почитали, ради богатства, славы, высокого положения в обществе они выучили наизусть содержание одной или двух книг, а имеющие большую склонность объединяться в группы, участвуют в борьбе за первенство своей группы над другими. Что же касается действительно преданных религии людей, то неважно, к какой секте или религии они принадлежат. Если в них нет корысти и их взгляды на жизнь существенно не отличаются от моих, они мне близки. Но если они не столь искренни, как я, тогда, конечно, с ними у меня мало общего». Были у него и завистники. В одной местности жил лама, очень богатый и влиятельный, которого почитали за ученость, но, когда поблизости поселился Миларепа, он несколько раз проиграл в ученом споре отшельнику и решил отомстить ему. Лама подговорил свою сожительницу отнести Миларепе отравленное кислое молоко, пообещав ей в подарок бирюзу. Миларепа к тому времени уже исполнил свою земную миссию и знал, что скоро умрет, даже если не будет принимать яд. Поэтому он выпил молоко и послал приглашения тем, кто хотел видеть его. Названы были также все его ученики. Им всем Миларепа спел гимн, в котором были такие слова: «Если вы спросите, можно ли искупить карму зла, Я отвечу вам, что она искупается желанием добра. А те, кто сознательно совершает злые дела, За ложку варева обрекают себя на бесславие. И те, кто, не зная сами, куда идут, Берутся руководить другими, Приносят вред и себе, и другим. Если вы действительно хотите уйти от страданий и печали, Больше не делайте зла другим». Через несколько дней у Миларепы обнаружились признаки болезни, и его ученики умоляли его согласиться пройти курс лечения. Но Миларепа ответил: «Нужно относиться к своей болезни как к средству, помогающему проходить Путь, и быть всегда готовым принять страдания и даже смерть. Следование наставлениям моего учителя Марпы искоренили во мне болезни, называемые Пятью Ядами, т.е. похоть, ненависть, глупость, эгоизм, зависть. Мое время наступило, и я не буду лечиться с помощью лекарств или обрядов». Своим же ученикам Миларепа завещал: «В годовщины в память о моем уходе возносите искреннюю молитву из самой глубины сердца. Помните, жизнь коротка, и час смерти неизвестен. Поэтому усердно медитируйте. (Можно перевести это и как «молитесь». — Э.Р.). Не совершайте грехов и приобретайте заслуги, не жалея сил и даже жертвуя жизнью. Все, что я сказал, кратко выражается в следующем: поступайте так, чтобы вам не пришлось стыдиться самих себя, и твердо придерживайтесь этого правила». А затем Миларепа исполнил гимн, из которого приведем лишь несколько стихов: «Если тело, речь и ум не созвучны Учению, Какая польза от соблюдения религиозных обрядов? Если эгоизм не выкорчеван из сердца, Какая польза от занятий благотворительностью? Если произносимая молитва не рождается в глубине сердца, Какая польза от соблюдения годовщин? Если все греховные страсти не преодолены, Какая польза от служения религии время от времени? Все дела, не приносящие пользы, Не приносят ничего, кроме вреда, и потому не совершайте их». Этот гимн произвел на всех глубокое впечатление. Вскоре Миларепа умер в возрасте 84 лет (в 1135 г.) Уход его сопровождался многими чудесами. ...Про христианских святых говорят, что они играли роль громоотводов, отводящих Гнев Божий. Индуисты и буддисты также верят в то, что Великие Риши являются хранителями человечества. Миларепа в одном из своих гимнов говорит о том, что он посылает в мир, как лучник, стрелы-мысли, исполненные благодати и духовной силы, и что эти стрелы-мысли, достигнув тех, кто к ним отзывчив, проникают в сердца и наполняют их благодатью. Элеонора
Ревина, «РЕДАКТОРАМ ГАЗЕТЫ «СК»Прочитала вашу газету и была очень недовольна как содержанием, так и дороговизной самой газеты. Эдак никогда и не проснется народ за новыми знаниями Учения Живой Этики. Посмотрела однотипный журнал-газету 1991-92 гг. города Алма-Ата. Как они интересны, содержательны. Портреты Ведущих, они же, что иконы, ведущие за собой сердца. Это ли не радость каждому труженику нашей страны. В вашей же газете основное звено обыденной газеты, а это ли нужно оповещать? Ведь задача книг Живой Этики — звать мысль к познаванию внутреннего мира». Т. Кожевникова (читатель газеты «Страна культура»). От редакции газеты «Страна культура»: Однотипный журнал, о котором ведет речь автор письма, это журнал «Зов Сердца». Его можно обозначить как узкоспециализированное издание по рериховскому наследию (как понимает это наследие редакция самого журнала). На сегодня в рериховском движении преобладают такие издания. Их можно назвать «изданиями для себя», и предназначены они для достаточно узкого круга читателей. Выполняя задачу насыщения определенным видам знания, эти печатные органы не простраивают связи взаимодействия с пространством культурной жизни города или края, с которыми географически связаны. Памятуя слова Е.И. Рерих, что все узкоспециализированное несовместимо с явлением Культуры, газета «СК» включила в свои задачи размышления над самым широким спектром человеческих проблем: культура в педагогике, медицине, экономике, искусстве, религии и прочее (см. «СК» №1). Конечно, каждый волен выбирать то, что ему ближе. Вы найдете газету, которая удовлетворит Вас, а мы продолжим дело, которое отвечает нашим задачам (подчеркнуто нами. — Ред. «ВС»). Недовольство же — не лучшее средство изменить мир к лучшему. «Страна Культура» — не бюджетное издание, так что будем ждать от Вас помощи по вопросу его удешевления. Редколлегия «СК» От Редакции газеты «Воин Света»: Для чего предназначена газета «Страна культура», негласно претендующая считаться «рериховской», можно понять по ее соучредителям: 1. Международная Лига защиты Культуры (г. Москва) — организация, созданная специально для защиты и поддержки Шапошниковой («МЦР»). 2. Дальневосточное отделение Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО (г. Владивосток) — как известно, ООН и ЮНЕСКО находятся под полным контролем черного братства. 3. Центр культуры «Живая Этика» (г. Владивосток) — структура «МЦР», т.е. подразделение темных сил, возглавляемое Л.Г. Хмелевой. Для понимания уровня газеты, которую использует для своих кланов тьма, приводим письмо читателя этой газеты («СК» № 6/14) и ответ на него редакции «СК». Для тех, кто еще не читал газету («журнал») из Алма-Аты «Зов Сердца», которую мы распространяем, объясняем: в этой газете очень доступно и умело дается аннотация книгам Учения, приводятся биографии Рерихов и Е.П. Блаватской, а также другие важные для людей светоносные материалы. Мы считаем — «Зов Сердца» была первой газетой рериховского движения (остается только сожалеть, что вышел только один ее номер). Но, как видим, редакция «СК» называет ее «узкоспециализированным изданием по рериховскому наследию», присовокупляя к своему, поистине узкому пониманию наследия Учителей, слова Е.И. Рерих. Мы, по старинке, продолжаем верить всему, что нам преподносят многочисленные «рериховские» и «культурные» издания, забывая, что за печатными листами стоят конкретные люди, очень часто невысокого духовного уровня и, как правило, контролируемые и используемые черным братством. Еще раз напомним: не все от Света, что прикрывается светлой символикой и изречениями из Книг Света. Не все просто на поле Битвы, надо уметь различать врага, надо понимать, что использует он сереньких, беленьких и просто хороших людей, часто наших знакомых. Пока мы не научимся прилагать Учение к Жизни, пока на все явления вокруг нас не станем смотреть через призму Высших Знаний, — до тех пор не сможем разбираться в происходящем вокруг нас и сами будем неосознанным, но тем более послушным орудием тьмы. Именно к дозору и к всеоружию нас Призывают — тьма ведет свой последний бой! А цена Сражения, хотя тьма и обречена — души человеческие, те души, которые ей удается обмануть и увести за собой. Вот таким огненным пониманием Действительности мы должны сейчас жить: чтобы помочь людям, себе и Плану наших Учителей, чтобы утвердить на земле ту Жизнь, которая нам Заповедана. |
|