Библиотека


«ПИСЬМА МАХАТМ К СИННЕТТУ»

ПИСЬМО О БОГЕ1

Ни философия наша, ни мы сами не веруем в отдельного Бога, и тем более в такого, местоимение которого требует прописной начальной буквы. Она есть исключительно наука следствий по их причинам и причин по их следствиям, а так как она есть также наука о том, что выводимо от Первоначала, как определяет философию Бэкон, то, прежде чем принять такое начало, мы должны знать его — и не имеем права даже просто допустить его возможность. Все ваше объяснение основано на одном единственном допущении, выдвинутом просто в качестве довода в прошлом октябре. Вам было сказано, что наше знание ограничивается этой нашей солнечной системой, следовательно, как философы, желающие быть достойными этого имени, мы не можем ни отрицать, ни утверждать существование того, что вы называете высшим, всемогущим, разумным существом некоего рода, вне границ этой солнечной системы. Но если подобное существование и не является абсолютно невозможным, все же, если только единообразие законов природы не нарушается при переходе этих границ, мы утверждаем, что оно в высшей степени невероятно. Тем не менее, мы самым решительным образом отрицаем позицию агностицизма* в данном вопросе — и по отношению к этой солнечной системе. Наша доктрина не знает компромиссов. Она либо утверждает, либо отрицает, ибо учит лишь тому, что знает как истину. Потому мы не признаем (церковного) Бога и как философы, и как буддисты. Нам известно, что имеются Планетные Духи и другие духовные существа, и мы знаем, что в нашем мире нет такого явления, как Бог, личный или безличный. Парабрахм не есть Бог, но абсолютный, неизменный закон, а Ишвара есть следствие Авидьи и Майи, т.е. невежества, основанного на великом заблуждении. Слово "Бог" было придумано для обозначения неизвестной причины тех следствий, которыми, не понимая их, восхищался либо устрашался человек. А так как мы утверждаем и в состоянии доказать то, что мы утверждаем, — а именно знание этой причины и причин, — то мы можем настаивать, что за ними нет никакого Бога или богов.



Идея Бога — понятие не врожденное, но приобретенное, и у нас только одно положение, общее с богословием мы раскрываем Беспредельность. Но тогда как мы устанавливаем для всех феноменов, происходящих из бесконечного и беспредельного пространства, времени и движения, материальные, естественные, разумные и известные (по крайней мере, нам) причины, богословы приписывают им духовные, сверхъестественные и непостижимые и неисповедимые причины. Бог теологов (богословов) есть не более чем воображаемая сила — сила, которая никогда еще не проявляла себя.

Наша главная задача — освободить человечество от этого кошмара, учить человека добродетели ради нее самой, учить проходить жизнь, полагаясь на самого себя, вместо того чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий.

Кто же, кроме теолога (богослова), вскормленного на тайне и на самом нелепом сверхнатурализме, может вообразить самосущее существо в силу необходимости бесконечное и вездесущее, вне проявленной бесконечной вселенной? Слово бесконечность — это лишь отрицание, которое исключает понятие предела. Совершенно очевидно, что существо независимое и вездесущее не может быть ограничено ничем извне его самого, ничто не может быть вне его, даже пустота, вакуум, где же тогда место для материи, для этой проявленной вселенной, хотя бы и ограниченно? Если мы спросим теистов (богословов): ваш Бог пустота, пространство или материя? — они ответят: нет. И, тем не менее, они утверждают, что их Бог проникает материю, хотя сам он не есть материя. Когда мы говорим о нашей Единой Жизни, мы тоже говорим, что она проникает — более того — есть сущность каждого атома материи, и потому она не только имеет соответствие с материей, но также обладает и всеми ее свойствами и т.д., следовательно она именно материальна, и есть сама Материя.

«Как может разум произойти или развиться из неразумности? — неоднократно спрашивали вы в прошлом году. — Каким образом могло высокоразумное человечество — а человек есть венец разума — развиться из слепого, неразумного закона или силы!» Но раз уж мы рассуждаем на эту тему, я в свою очередь могу спросить: как могли бы врожденные идиоты, неразумные животные и все прочие «твари» быть созданы абсолютной мудростью или развиться из нее, если она представляет собой мыслящее, разумное существо, творца и правителя Вселенной? Как? — вопрошает д-р Кларк в своем исследовании доказательств существования Божества. «Неужели Бог, сотворивший глаз, не будет видеть? Неужели Бог, сотворивший ухо, не будет слышать?» Но, следуя этому методу рассуждения, пришлось бы признать, что, создавая идиота, Бог — идиот, что он, сотворивший столько неразумных существ, столько физических и нравственных чудовищ, должен быть неразумным существом.

Допусти мы, что даже высочайшие Дхьян-Коганы (Планетарные Духи) подвержены ошибкам под влиянием заблуждений, — и воистину тогда для нас не существовало бы никакой реальности, а оккультные науки оказались бы такой же великой химерой, как и этот (церковный и богословский) Бог. Если глупо отрицать то, чего мы не знаем, то еще нелепее приписывать этому неведомые законы.

Согласно логике «ничто» есть то, о чем все может быть справедливо отрицаемо и ничто не может быть с достоверностью утверждаемо. Поэтому понятие о конечном или же бесконечном «ничто» есть логическая несообразность. И, тем не менее, согласно теологам: «Бог, самосущее существо, есть наиболее простое, неизменное, беспорочное существо, вне частей, образа, движения, делимости и любых прочих подобных свойств, наблюдаемых нами у материи. Ибо все подобные свойства очевидно и неизбежно предполагают конечность в самом своем понятии и решительно не сообразуются с совершенной бесконечностью». Потому (церковный) Бог, предлагаемый здесь почитанию XIX-XX века, лишен всех качеств, о которых человеческий мозг может вынести какое-либо суждение. Что же в действительности это такое, как не существо, относительно которого они не могут утверждать ничего, что тотчас же не было бы опровергнуто. Их собственная Библия, их Откровение (Апокалипсис) разрушает все моральные совершенства которые они ему (церковному Богу) приписывают, разве только в самом деле они считают совершенством те качества, которые здравый смысл и разум каждого человека относит к недостаткам, гнусным порокам и тяжким грехам. Более того, читающий наши буддийские писания, предназначенные для суеверных масс, не найдет в них демона, столь же мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как сей небесный тиран, которому христиане с рабским усердием воздают поклонение и кому их богословы приписывают совершенства, которые опровергаются на каждой странице их Библии. Воистину и по правде говоря, ваша теология создала своего (христианского) Бога лишь для того, чтобы уничтожить его по частям. Ваша церковь — это мифический Сатурн, рождающий детей лишь для того, чтобы пожрать их.

Всемирный Разум. Несколько соображений и доводов должны поддерживать каждую новую идею, — например, нас непременно обвинят в следующих кажущихся противоречиях:

1) Мы отрицаем существование мыслящего, сознательного Бога на том основании, что подобный Бог должен быть обусловленным, ограниченным и подверженным изменениям — следовательно, не бесконечным;

2) Если он представлен нам как вечное, неизменное и независимое существо, без единой крупицы материи в себе самом, тогда, ответим мы, это не существо, но непреложный неизменный, слепой принцип — закон. И все же, скажут они, вы верите в Дхьяни, или Планетных духов (тоже «духов»), и наделяете их всемирным разумом, и это должно быть объяснено.

Наши доводы могут быть коротко суммированы так:

— Мы отрицаем нелепое предположение, что могут быть — даже в беспредельной и вечной вселенной — два бесконечных, вечных и вездесущих бытия.

— Материя, мы знаем, вечна, те не имеет начала, а) поскольку Материя — это сама Природа, б) поскольку то, что не может уничтожить себя — неуничтожимо, существует непреложно — а потому оно не могло иметь начала, а также не может и перестать существовать, в) поскольку накопленный опыт бесчисленных тысячелетий, также как и опыт точной науки, доказывает нам, что Материя (или Природа) действует благодаря присущей ей особой Энергии и ни один из атомов ее никогда не пребывает в состоянии абсолютного покоя, и поэтому она должна была существовать всегда, ее материалы — вечно меняя свою форму, сочетания и свойства, но ее принципы и элементы — оставаясь абсолютно неразрушимыми.

— Что касается Бога, — раз никто и никогда не видел его, — то если только он или оно не есть сама сущность и природа этой беспредельной и вечной материи, ее энергия и движение, мы не можем считать его ни вечным, ни бесконечным, ни даже самосущим. Мы отказываемся принять существо или бытие, о котором мы абсолютно ничего не знаем.

а) ибо нет места ему при наличии этой Материи, неопровержимые свойства и качества которой нам вполне известны;

б) ибо, если он или оно есть лишь часть этой Материи, то нелепо утверждать, что он — двигатель и правитель того, по отношению к чему он сам выступает лишь зависимой частицей;

в) ибо, если они скажут нам, что Бог есть самосущий чистый дух, независимый от Материи, — внекосмическое божество, — мы ответим, что, даже допуская возможность такой невозможности, те существования, мы тем не менее утверждаем, что чисто нематериальный дух не может быть разумным, сознательным правителем, как не может и обладать ни одним из качеств, коими наделяет его теология, и тем самым такой Бог снова становится лишь слепой силой. Разум, присущий нашим Дхьян-Коганам, — это способность, обладать которой могут лишь облаченные живой тканью одушевленные существа, сколь бы непроницаемым или, вернее, невидимым ни был тот материал, из которого сложены их тела. Разум подразумевает необходимость мышления; чтобы мыслить, нужно иметь представления, представления предполагают наличие чувств, которые физически материальны, а как может что-нибудь материальное быть принадлежностью чистого духа?

Если возразят, что мысль не может быть свойством Материи, мы спросим почему? Мы должны иметь неопровержимое доказательство такого утверждения, прежде чем мы сможем его принять. Теолога мы спросим, что помешало его (церковному) Богу, раз он признанный создатель всего сущего, наделить способностью мышления Материю, и, получив ответ, что, очевидно, Ему не было угодно это делать, и что это не только тайна, но и нечто невозможное, мы будем настаивать на разъяснении, почему более невозможно, чтоб Материя произвела дух и мысль, нежели духу или мысли Бога произвести и создать материю?

Мы не преклоняем главу во прах перед тайной разума, ибо мы разрешили ее века назад. Отвергая с презрением теистическую (церковную) теорию, мы точно так же не признаем и теорию автоматизма, учащую, что состояния сознания вызываются определенным порядком расположения мозговых молекул; также мало испытываем мы уважения к другой гипотезе — о порождении молекулярного движения сознанием. Но во что же мы тогда верим?

Так вот, мы верим во многократно осмеянный флогистон (эфир) и в то, что некоторые физики назвали бы nisas — непрестанное, хотя и абсолютно неприметное (для обычных чувств) движение или воздействие одного тела на другое — пульсацию инертной материи, в ее жизнь. Тела Планетных Духов сложены из субстанции. Она в своем высшем седьмом состоянии являет собой материю, из которой состоят тела высочайших и чистейших Дхьяни, тогда как в своем самом низком или наиболее плотном виде (тем не менее настолько неощутимом, что наука называет это энергией или силою) она служит покровом Планетным Духам первой или низшей ступени. Другими словами, мы верим только в материю, в материю как видимую природу, и в материю в ее незримости как невидимый, вездесущий, всемогущий Протей, с ее беспрерывным движением, которое есть ее Жизнь и которое природа черпает из себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого не может существовать ничего. Ибо, как правильно утверждает Бильфингер, «движение есть способ существования, который неизбежно вытекает из самой сущности материи; материя движима своими собственными особыми энергиями; ее движение обязано силе, которая присуща ей самой; разнообразие движения и те явления, которые обусловлены им, проистекают от многообразия свойств и качеств и сочетаний, которые изначально имеются в первичной материи» и совокупность которых и являет собой природу, но о которых ваша наука знает меньше, нежели любой из наших тибетских погонщиков яков — о метафизике Канта.

Существование материи, следовательно, есть факт. Существование движения — еще один факт; а их самосущность и вечность, или неуничтожимость, — третий факт. И представление о чистом духе как о Существе или Бытии — называйте его как угодно — есть химера, гигантская нелепость!

Наши представления о Зле.

Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно проистекает от двух причин — и не более, нежели добро, представляет независимую причину в природе. Природа лишена добра или зла: она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть, и разрушая созданное ею. У природы есть противоядие для каждого яда, и ее законы — воздаяние за каждое страдание. Бабочка, съеденная птицею, становится этою птицею, и птичка, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это слепой закон непреложности и вечный порядок вещей, и потому это не может быть названо Злом в Природе. Истинное зло проистекает от человеческого разума, и его происхождение всецело связано с рассудочным человеком, разобщившим себя с Природой. Таким образом, лишь само Человечество есть подлинный источник зла. Зло есть чрезмерность добра и порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже, и вы поймете, что кроме смерти — которая не есть зло, но неизбежный закон — и несчастных случаев, из которых ни один не остается без воздаяния в будущей жизни, источник всякого зла, малого или большого, заключен в человеческих действиях, в человеке, разум которою делает его единственным свободным деятелем в Природе.

Не природа порождает болезни, но человек. Его назначение и удел в системе природы — умирать естественной смертью, от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь или дикий (свободный) зверь не умирает от болезни. Еда, половые отношения, питье — естественные потребности жизни, но излишества в них приносят болезни, несчастья, страдания умственные и физические, и все это передается как величайшие бедствия будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобства тем, кого мы любим, путем приобретения почестей и богатств — похвальные естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого жестокого тирана, скупца, эгоистичного себялюбца, они приносят неисчислимые бедствия окружающим — как народам, так и отдельным людям. Таким образом, все: еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, — все они становятся источником и причиной зла как при их избытке, так и из-за отсутствия их. Сделайтесь обжорой, развратником, тираном — и вы станете породителем болезней, людских страданий и горя. Не имея всего этого, вы будете страдать от голода, вас будут презирать как ничтожество, и большинство из окружающей толпы, ваши собратья, сделают из вас мученика на всю жизнь. Так что винить надо не природу и не воображаемое Божество, но именно человеческую натуру, ставшую низкой из-за себялюбия.

Поразмыслите как следует над этими словами; ищите каждую причину зла, какую вы только можете себе представить, и проследите ее до исходной точки — и вы разрешите одну треть всей проблемы зла на планете.

Ну, а теперь, уделив должное внимание тем бедствиям, которые естественны и коих избегнуть невозможно, — и столь малочисленны они, что я призываю всю армию метафизиков Запада назвать их злом или проследить их непосредственно до независимой причины, — теперь я укажу величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это — религия, в любом своем виде и у всех народов. Это жреческая каста, священнослужители и церкви; именно в этих (церковных) иллюзиях, которые человек почитает священными, должен он отыскать источник тех бесчисленных бедствий, которые являются настоящим проклятием (земного) человечества и захлестывают (каждого) человека. Невежество создало богов, а хитрость (темных сил) извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Взгляните на Индию и на христианский мир, на ислам, иудаизм и фетишизм. Именно священнослужительский (поповский) обман сделал этих богов столь устрашающими для человека; именно религия превращает его в эгоистическую ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты (церкви), не делая его ни более добрым, ни более нравственным. Именно вера в (воображаемых) Бога и богов делает две трети человечества рабами горстки тех, кто обманывает их под лживым предлогом спасения их. Разве не готов человек пойти на любое злодеяние, если ему скажут, что его (церковный, сектантский) бог или боги требуют этого преступления, — добровольная жертва воображаемого бога, жалкий раб своих лукавых священнослужителей? Ирландский, итальянский и славянский крестьянин будет голодать сам и смирится с голодом и нищетой своей семьи, чтоб накормить и одеть своего падре и попа. Две тысячи лет Индия стонет под тяжестью каст — одни брамины откормлены на жиру страны, а ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для вящей славы своих (богословских) мифов.

Запомните: сумма человеческих бедствий не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари своих лжебогов.

____________________    Следующая глава>>