Страницы     Основная страница

ЧТО ТАКОЕ АГНИ-ЙОГА (ЖИВАЯ ЭТИКА)

И ПОЧЕМУ ДАЕТСЯ НОВОЕ УЧЕНИЕ

       Сложное время, но Великое время! В напряжении, среди чудовищного непонимания человечеством принципов Бытия, Майтрейя — Владыка Шамбалы дает Новый Завет. К этому Завету Он зовет человечество.

       Великое Провозвестие есть ступень к обновлению Мира. Агни-Йога является предтечей Великой Эпохи. Учение Агни-Йоги не что иное, как выявление современного применения психической энергии, поток которой приближается вместе с Сатия (Светлой) Югой, — потому Учение Агни-Йоги знаменует Новую Эпоху. И оповещение этого Учения также неизбежно, как приближение Светлой Эпохи несомненно. Новое Учение дается для Будущего — не для одной страны или народа, но для всего Мира. Столько великого явит человечеству Учение Майтрейи! Приближается Великая пора! Учение Жизни ляжет в основу Нового Мира.

       Учение Майтрейи есть Йога всей жизни. Все прежние Йоги, данные из Высших Источников, принимали за основание определенное качество жизни, теперь же, при наступлении Века Майтрейи, дается Йога о сущности всей жизни. Новое Учение усматривает все понятия, которые являются Основами Жизни. По своей космопространственной широте мысли это Учение Жизни дает ответы на ВСЕ вопросы.

       Братья человечества дают Истину тому, кто принимает сущность Бытия. Потому Братья человечества сообщают часть Великой Истины, — ту часть, которая на нашей планете может быть воспринята.

       Люди должны готовиться к Новой Эпохе. Каждое сознательное мышление ищет мучительно — где грядущее направление Эволюции? Если это направление нащупано, то здравый рассудок стремится скорее приблизиться к верному Пути. Потому Учение не вовлекает, но показывает Путь. Не мистика, но именно умозаключение становится перед ищущим. Братство предлагает Знание, полезное прогрессу человечества. Учение дается не для новизны, но для сложения достойной жизни. Изучив его, человек будет вооружен на дальнейший Путь, ибо сознание его расширится и распознавание станет сопутствовать ему на его жизненном Пути. Потому Агни-Йога дается как самый Великий и верный Путь.

       Почему Новая Йога названа Огненной? Явление силы улучшает яркую жизнь и тушит каждое ничтожное проявление. Уявление Огня есть просветление материи, иначе говоря: где Огонь, там признак совершенствования. Потому стихия Огня дает наименование этой самоотверженной Йоге. Огонь не уведет от жизни, — он явится надежным проводником в Дальние Миры. Изучение Агни-Йоги приближает человека к Дальним Мирам.

       Агни-Йога является очередным расширением возможностей человечества, она — Высшая связь с Космическими достижениями. Истинная Йога соединяет земное сознание с Космическим пульсом. Многоцветные искры приобщают к Пространственному Сознанию.

       Учение, явленное Майтрейей, зовет дух человеческий в творческий Мир Братства. Учение Майтрейи указывает на беспредельность в Космосе, в жизни и в достижении духа. Учение Майтрейи держит Знание Космического Огня как открытие Сердца, вмещающего явление Вселенной. Явление Учения дает человечеству крылья и Путь к Беспредельности. Существует Единое откровение, во все века приносимое Великими Учителями человечества.

       Каждый Учитель подчеркивает ту подробность Единого откровения, которая наиболее необходима на данной ступени сознания.

       При наступлении Космического Срока для нового пробуждения сознания, посылаются Носители Света — слагатели новых ступеней сознания человечества. Каждое время несет с собою и свою форму выражения, отвечающую современности, а также и более широкое оповещение Основ Учения, ибо по Закону Эволюции все растет, все ширится.

       Сокровенное Учение не может застывать на одном месте. Истина одна, но каждый век своеобразно прикасается к ней. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новые восприятия их будут лишь продолжением познавания. Не новое оповещается, но к Часу нужное! Сравните поток дававшихся человечеству Учений Жизни. Каждая новая фаза Учения не исключает предыдущую. Каждое Учение, не трогая предыдущего, приоткрывает новые врата к Знанию.

       Так, неизменная Истина дается человечеству в различных одеяниях. Но так же точно она извращается мятущимися толпами в течение менее века. Учение получает совершенно извращенный облик.

       Когда религии так извращены, что не могут более удовлетворить запросы сердца человека и давать ответы на Загадки Бытия, то это значит, что наступает пора, когда должен явиться Новый Учитель и дать Миру Новое Учение.

       Периодическое появление Новых Учителей и Новых Учений есть НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Из книги “Космические легенды Востока”

       Живая Этика усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Для того чтобы приложить Живую Этику к жизни, нужно, прежде всего, найти в себе качество истинного служения Иерархии. Именно все ханжи, прежде всего, отходят от Живой Этики. Никакое предстояние перед предметом, символизирующим Высший из обликов, не поможет, если нет истинного почитания. Мы знаем ханжей, которые могут молиться словами, но молчать сердцем. Именно эти ханжи любят говорить о священном изображении, висящем у них в углу или стоящем у них на столе.

       Живая Этика должна, прежде всего, выражаться в этике явленных действий каждого дня. Живая Этика поможет охранить обличие человека. Эти Огненные Законы дадут духу понимание Иерархии. Служение может быть чудесным мостом между Мирами, ибо Мир Тонкий не поможет духу окружиться тонкими энергиями, если заразы духа не изжиты на Земле. Не нужны все уверения в преданности, не нужны понимания Учителя, не нужны почитания Владыки там, где нет понимания Живой Этики.

       В Мире Тонком не уйти от переживаний. Так же, как собственный свет освещает окружающее, так и собственная тьма заглушает все пространство. На Пути к Миру Огненному нужно задуматься о грозных последствиях, если Живая Этика не была применена в жизни.

Живая Этика


АБОРТ ЕСТЬ УБИЙСТВО!

       ...Вы коснулись самого больного вопроса нашего времени, вопроса законности аборта.

       Конечно, здесь не может быть двух мнений — АБОРТ ЕСТЬ САМОЕ ОПРЕДЕЛЕННОЕ УБИЙСТВО. Следовательно, он может быть допущен лишь там, где жизнь матери в опасности.

       Но неправильно думать, что женщина, совершающая аборт, всегда притягивает лишь низших духов. Следует принять во внимание сложную Карму всей семьи.

       Часто можно наблюдать, как в семье, один из членов которой негодяй, рождаются неплохие дети. Карма связывает целые группы людей на долгие и долгие тысячелетия. И часто даже высокий дух имеет не безукоризненных родителей.

       При этом можно отметить, что именно против рождения высоких духов особенно ополчаются темные силы и пользуются всевозможными средствами, чтобы предотвратить воплощение, нежелательное и опасное для них.

       Также не чистилище Тонкого Мира заключается в предотвращении рождения, но лишь преступление родителей, ибо нет более мощного чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности индивидуума. В Учении сказано: “Как голод толкает к пище, так дух готовый, которому пришел срок, стремится к новому воплощению”.

       Потому можно представить себе, какие иногда страдания испытываются при насильственном обрыве. Дух получает связь с плодом с момента зачатия и начинает постепенно входить в него на четвертом месяце, когда образуются нервные и мозговые каналы.

       Потому аборт допустим лишь в исключительных случаях.

Е.И. Рерих

       Люди наказываются не за грехи, а самими грехами. И это самое тяжелое и верное наказание.

Л.Н. Толстой


       Мудр тот, кто равнодушен ко всему, в чем другие проявляют невоздержанность.

        Богатство в руках не желающего распорядится им в помощь человечеству однажды непременно обратиться сухими листьями.


АЛКОГОЛЬ — ПРОТОПЛАЗМАТИЧЕСКИЙ ЯД

       Наука доказала, что безвредных доз алкоголя не существует. Алкоголь, в какие бы одежды он ни рядился: водка, коньяк, вино, пиво — это протоплазматический яд, действующий губительно в первую очередь на нервную систему, головной мозг, а также и на все другие органы человека.

Ф.Г. Углов, академик

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

       От одного родоначальника-пьяницы Макса Юке произошли в течение семидесяти пяти лет двести человек воров и убийц, двести восемьдесят несчастных, страдавших слепотой, идиотизмом, чахоткой, девяносто проституток и триста детей, преждевременно умерших.

Ломброзо, ученый

       Лишь тот истинно мудр, кто сохраняет контроль над собой.


       

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

(Окончание. Начало в № 1)

       Но самая большая опасность, подстерегающая людей, безответственно прикасающихся к явлениям Тонкого Мира, это одержание. Одержатели — это развоплощенные темные сущности, пребывающие в низших слоях Тонкого Мира. Они стремятся внедриться в сознание человека и, воздействуя на него своими мыслями, стараются подчинить его своей воле. В чем-то это похоже на гипноз, только “гипнотизер” невидим и всегда преследует низкие темные цели.

       Одержимый человек постепенно становится заводной игрушкой, управляемой чужой волей. В христианстве про такого человека говорили, что в него вселился бес. При этом, конечно, сам одержимый не осознает свое подчиненное положение. Елена Ивановна писала о том, что темные “ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним, и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов”. (П., 2, с. 22-23)

       К одержанию приводит не только развитие низшего психизма и преждевременное открытие центров, но и такие, казалось бы, безобидные шалости, как спиритизм, магия, шаманизм, вызывания духов и т.д. К сожалению, в нашей стране в течение многих десятилетий в сознание людей внедряется мысль о том, что ничего подобного в природе не существует, что все это выдумки суеверных людей. За утрату понимания этих реалий бытия сейчас обществу приходится дорого расплачиваться.

       Так, в газете “Советская Россия” за 12 апреля 1991 г. помещена статья с названием “Поклонение дьяволу. Преступление, которому нет объяснения”. В ней рассказано о жуткой трагедии, разыгравшейся в одной из школ города Черкесска.

       В этой школе с некоторого времени “началось увлечение вызыванием духов, напусканием порчи и прочей чертовщиной”. Учителя знали об этом, но отнеслись к этому, как к невинной шалости. Четыре 15-летних подростка образовали группу “поклонников дьявола” и начали вызывать духов.

       Во время одного из таких вызываний явился мужчина в черном и приказал: “Эту девушку надо убить”. И вот “четверо подростков привели свою одноклассницу на берег реки Кубань. Кухонным ножом нанесли два ранения, оказавшиеся смертельными, затем у мертвой девушки перерезали вены на руках и выцедили кровь, которую каждый пригубил”.

       Эта трагедия потрясла школу и город, и многим до сих пор непонятно, как такое могло случиться. Ведь эти подростки никогда не числились трудными — “один серьезно занимался в секции мотоспорта, другой и вовсе жил в мире классической музыки, облагораживающей, по общему мнению, юную душу”. Видимо, и жертва была выбрана не случайно, так как “посещала воскресную школу, пыталась найти истину в Боге”.

       Здесь явный случай одержания, и подобный исход легко можно было предвидеть и предотвратить, если бы сознание старшего поколения не было закомплексовано узким догматизмом и разложено отрицанием Основ Бытия.

       Но и сами взрослые часто склонны к “шалостям” не менее опасным, чем вызывание духов. Только в своем неведении и самомнении эти далеко уже не детского возраста люди совершенно не воспринимают никаких предупреждений.

       Так, сейчас широко распространилось увлечение практикой сахаджа-йоги (как и многими другими “практиками”, уводящими человека в бездну САМОУНИЧТОЖЕНИЯ. — Ред.). Ее сторонники много говорят о добре, о самовоспитании, о стремлении к Свету и т.д. и даже проводят параллели между Живой Этикой и сахаджа-йогой, утверждая, что между ними нет принципиальной разницы; в то время как эта разница огромна. Если в Живой Этике эти понятия — сама суть Учения, то для сахаджа-йоги это лишь красивая внешняя упаковка, в которую обернуто нечто другое — прямо противоположное.

       Основа практики сахаджа-йоги заключается в принудительном преждевременном раскрытии психических центров человека путем подъема по позвоночному каналу Сушумна энергии Кундалини.

       Эта методика известна давно и подробно описана в книге Вивекананды “Раджа-Йога”. В свое время широкое оповещение этого метода многих ввело в заблуждение, т. к. люди посчитали вполне допустимым для себя применять его в своей повседневной практике.

       Елена Ивановна по этому вопросу писала так: “Конечно, многие, прочитав “Раджа-Йогу” Вивекананды, считают, что практикование Раджа-Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Вивекананда, прежде всего, настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям задумывался над этим основным условием? Раджа-Йога без внутреннего перерождения немыслима” (П., 1, с. 416-417).

       В свое время, практика Раджа-Йоги осуществлялась строго индивидуально и под непосредственным Наблюдением и Руководством одного из Великих Учителей, но она никогда не предназначалась для массового применения.

       Но именно в сахаджа-йоге этот прием внедряется в массовую практику. Хуже того, особенность сахаджа-йоги в том и заключается, что этот прием практикуется в процессе коллективной концентрации на центрах, причем все это замаскировано термином “медитация”. И если раньше далеко не каждому из тех, кто из любопытства или неосознанных тщеславных побуждений начинал в одиночку практиковаться в Раджа-Йоге, удавалось пробудить энергию Кундалини и тем погубить себя, то в процессе коллективной концентрации это сделать значительно легче, т. к. действует закон умножения психической энергии.

        Таким образом, опасность применения этого метода здесь многократно возрастает.

       Уже при первом ознакомлении с рекомендациями к применению сахаджа-йоги по публичным лекциям и выступлениям ее родоначальницы Матаджи, сразу обращают на себя внимание некоторые положения, звучащие резким диссонансом и прямо противоположные многотысячелетней практике всех духовных учений и йог. Например, в отличие от той же Раджа-Йоги, требующей вначале духовного очищения и перерождения внутреннего человека, сахаджа-йога настаивает вначале на открытии центров и только потом, на втором этапе, рекомендует заняться очищением. Далее, если все духовные Учения, включая раннее христианство и Живую Этику, говорят о развитии сердца, о перенесении сознания в сердце, то сахаджа-йога говорит о необходимости перенести дух человека из его обители — сердца, — в мозг. Но эта концепция прямо противоположная.

       Особенно настораживает тот факт, с какой активностью автор сахаджа-йоги пропагандирует ее по всем странам и континентам планеты. Во всю историю человечества ни один из истинных Учителей Света и Основоположников мировых религий не занимался таким миссионерством. В Живой Этике прямо сказано, что зазывание, навязывание, миссионерство — НЕДОПУСТИМЫ. Практикование сахаджа-йоги, особенно в том виде, как это рекомендует ее автор Матаджи, — чрезвычайно опасно.

       Е.И. Рерих так писала по поводу подобных рекомендаций: “Широковещательный выпуск таких руководств в массы я считаю равносильным, нет, хуже открытой продажи ядов на базарах, ибо яд разрушает физическое тело, насилие же над тонкими центрами приводит к смерти духовной” (П., 1, с. 357-358). Все сказанное о сахаджа-йоге также относится к хатха-йоге.

       В обществе до сих пор существует заблуждение о бесспорной полезности хатха-йоги, и лишь немногие знают о том, что хатха-йога никогда не давалась и не рекомендовалась Великими Учителями, что она есть упрощенный и искаженный браминами Индии вариант Раджа-Йоги.

       В последние годы распространилось также массовое увлечение целительством с помощью психической энергии, что тоже крайне опасно. Многие из таких самозванных “целителей” находятся на очень низкой ступени духовного развития. Психическая энергия у них хаотична, неорганизованна и часто весьма низкого качества, многие из них подвержены одержанию. Нет ничего опаснее, как обращаться к таким “целителям”. Последствием такого “лечения” может стать тяжелейшее расстройство тончайшего психического аппарата человека, что обнаружится не сразу, и человек даже не поймет причины такого несчастья. Такой контакт может также способствовать одержанию, тем более, если сам “целитель” подвержен ему.

       Психическая энергия нуждается в строго научном изучении и применении на благо человека, а не в невежественном, дилетантском заигрывании с этой обоюдоострой мощью.

       Е.И. Рерих писала: “Конечно, следует приветствовать каждый научный подход, каждое смелое исследование. Ведь производятся же страшно опасные опыты с неисследованными энергиями, но для этого принимаются все меры предосторожности, создаются специальные условия, и не только толпы при этом не оповещаются, но даже малодушные люди не допускаются в такую лабораторию. Почему же здесь, в эту лабораторию, где все тоньше, сложнее и, следовательно, гораздо опаснее, приглашаются к принятию участия в исследованиях все профаны, все духовно неумытые и потому незащищенные?” (П., 1, с. 357-358).

       Все это пишется не для того, чтобы агитировать против различных сект, йог и оккультных течений, и не для того, чтобы вступать в полемику с их сторонниками. Цель наша лишь предупредить ищущих Путь друзей о возможных ошибках, опасностях и заблуждениях. Если кому-то ближе иные духовные течения и учения, и даже лжеучения, это их выбор, и на это их право никто не может посягать.

       Кто же, кроме него самого, может удержать человека от прыжка в бездну.

       Е.И. Рерих писала: “Путь Указан. Предупреждение сделано. Выбор за вами”.

Н.П. Баныкин

       Время сейчас такое грозное, такое опасное, ибо истинно, — последняя Битва между Светом и тьмою, потому каждый должен честно и твердо решить, в какие ряды воинов, на какой стороне записывается он. Каждый должен проверить свой духовный багаж и встать на ту или иную сторону. Выбор должен быть сделан, иначе, кроме разложения, ничего не получится. Наш Путь — Путь, указанный всеми Великими подвижниками: Путь преображения духовного, Путь развития сердца без всяких магий и насильственных приемов. Истинно нет теплого, серединного пути, когда Меч Света разит тьму.

Е.И. Рерих


Истина подобно маслу, часто плавает на поверхности лжи. Чистую же воду истины можно найти под мнимой ложью.


       Волк меняет шкуру, змея — кожу, натура же их остается неизменной.


       Нам, веками живущим в царстве тьмы, мнится, что эта тьма — ясный день.
       Многие последуют за лжепророком, но немногие признают Истину с первого взгляда.


НЕ В ХРАМЕ, НО В ДУХЕ БОГ!

       Теперь трудно себе представить падение Александрии. Лучше даже не вспоминать годы переходного времени.

       Ужас берет перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по еще горячим угольям старого мира.

       Зная Заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единства Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей.

       Одиноко работал, сам страдая от слишком больших противоречий духа. При необычайной ясности и простоте духовного познания, необычайная сложность всего существа. Ориген искупил в себе бурю раннего христианства. Будучи ревнителем Знания, он возмущался падению знания среди служителей.

Живая Этика


ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЦЕРКВИ

       Не думаю, что можно было бы ожидать что-либо продуктивное и даже полезное от религиозного кружка, в который вошли бы церковно настроенные. Ведь именно узкая церковность расшатала все заветы Христа и так далека от эволюции Будущего!

       Я полагала, что Ваш духовный пастырь был из светлых и, увы, столь редких душ, которые осознали, что с мертвой догматикой не войти в поток Эволюции. Лично мы были счастливы встретить несколько очень просвещенных духовных служителей. Но с узко церковными наставниками у Вас, несомненно, рано или поздно произойдет конфликт.

       Потому, в виду стольких шатающихся и двоемыслящих, я не создавала бы особого религиозного кружка. Но группу, изучающую Живую Этику, я выделила бы и допускала бы в нее с большим выбором. Не стремитесь к количеству, но лишь к качеству! Нужно всегда принимать во внимание сознание человека. Ведь даже вступившие на Путь ученичества и считающие себя уже продвинувшимися, при первом показанном им новом аспекте Истины возмущаются и даже начинают кощунствовать.

       Вот почему принятие в ученики есть явление редчайшее и, как говорится, — пальцев на руке слишком много для числа их. Вступающие на Путь ученичества должны пройти множество испытаний, прежде чем быть допущенными в кандидаты на признанных учеников.

       Мертвая догматика убила Светлое Учение Христа, потому церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране. Тяжелое время переживает она и в прочих странах. Разница лишь в том, что представители церкви там много просвещеннее наших и понимают, что они должны идти с Законом Эволюции, с запросами времени. Потому некоторые священнослужители Западной церкви уже отходят от средневекового мышления и даже начинают признавать Закон Перевоплощения: так недавно было собрание епископов, на котором постановлено изучать труды великого Оригена, этого столпа истинного христианства и мученика невежества своих современников.

       Да, большой грех лежит на церкви за держание мышления доверенных ей масс в невежестве и тьме средневековья. Но достаточно непредубежденному уму, не запуганному вечным проклятием (как это вяжется с “всемилосердием” их бога!), прочесть историю церковных соборов, историю папства, чтобы всякое уважение к большинству ее представителей пропало навсегда.

       Вспомним века инквизиции! Припомним все великие умы, пострадавшие от нее! Не забудем и ужасы Варфоломеевской ночи! Прочтем биографии святых, написанные священниками и описывающие преступления глав церкви! Ведь сохранились подлинные документы посланий святых к главам церкви, сурово обличающие эти кровавые преступления.

       Но Вы, конечно, возразите мне, что так поступала западная церковь, но не наша православная. Тогда я напомню Вам хотя бы времена патриарха Никона, вводившего трехперстное знамение пытками и сжиганием на кострах всех, придерживавшихся двуперстного, которым осенял себя и истинный последователь Заветов Христа, Великий Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества ее, Строитель Русского Государства, — Преподобный Сергий Радонежский. Неужели и Он был еретик?

       Внимательно перечтем соборы церковные и увидим много интересного, свидетельствующего об уровне сознания тех служителей, которые продиктовали ныне существующие догмы. Так мы увидим, что Закон Перевоплощения был отменен лишь на Константинопольском Соборе в шестом веке по Рожд. Хр., тогда как само Евангелие полно слов Христа о Законе Перевоплощения.

       Вот если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да еще на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворялось бы школьными учебниками, то новый смысл слов и подлинный, Величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением.

       Как давно было Сказано всеми Великими Учителями, что невежество есть самое страшное преступление, так оно и есть. Что же, как не тьма невежества, породила Инквизицию?! Ведь Инквизиция — самое страшное, несмываемое пятно на златотканных одеждах христианской церкви. Инквизиция была страшной карикатурой на Суд Божий, внушенная князем тьмы для растления и подрыва веры, на все времена, в чистоту, благость и справедливость церкви.

       Вспомним все те Великие Имена, которые пострадали от Инквизиции или должны были скрывать свое Светлое Знание под печатью юродства или под сложнейшими символами, ключ к которым, к великому ущербу человечества, почти что утерян.

       Вспомним и все те горы величайших трудов, полных Света и Блага, невозвратимая утрата которых справедливо оплакивалась и рассматривалась лучшими умами всех эпох, как величайшее бедствие. Принято возмущаться пожаром Александрийской Библиотеки, но те же лицемеры будут замалчивать многовековые зарева кострищ Инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения!

       Долог список преступлений против Блага человечества, долог список мучеников Знания и Света, но такие Светлые Имена, к стыду человечества, продолжают пополняться и в наш “просвещенный” век.

       В Учении сказано, что в каждой реторте алхимика церковники видели рога дьявола! И сейчас, ими же в книгах Учения Света усматривается печать Антихриста. Истинно, каждый видит свое собственное отражение.

       Потому откроем и очистим свое сознание путем большого просвещения. Конечно, беда в том, что все Свет несущее предавалось у нас анафеме. Так и наша Великая соотечественница (Е.П. Блаватская. – Ред. ) должна была принести Свет Учения в Америку и Европу, ибо сознание русского общества не было готово.

       …В виду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия, которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики так же, как и падение нравственности среди церковных служителей, мы никогда не говорили, не говорим и не будем говорить против какой-либо религии как таковой или же против храмов. Лучше какая ни на есть религия и храм, нежели без храма.

       Но против нетерпимости, невежества и безнравственности мы будем протестовать. Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи невежества мрачного средневековья.

       …Словесное признание и исповедание Христа или Будды — одно, но принятие Их Учения сердцем и следование Им — нечто совершенно другое. Истинный последователь Христа или Будды тот, кто признал Основы единой всемирной Доктрины (…). Только такой последователь вступает в цепь духовной эволюции.

       Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его.

Е.И. Рерих

       И нашел, что в храме продавали волов, овец, голубей и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

Новый Завет. От Иоанна, 2:14-15

       Не в храме, но в духе будете молиться.

Иисус Христос


ВСЕМ, КТО ЧТИТ ИМЯ РЕРИХОВ

Гималайский дом Рерихов. Наггар. Кулу. Индия

КТО ВЛАДЕЕТ ВСЕНАРОДНЫМ ДОСТОЯНИЕМ?

       В “Российской газете” от 17.02.2000 г. была опубликована статья “Завещание и наследники”, касающаяся судьбы тех материальных ценностей семьи Рерихов, которые в настоящее время находятся в России. Само по себе внимание к проблемам наследия Рерихов замечательно. И мы надеялись, что в статье будет дан взвешенный и беспристрастный анализ ситуации, будет представлена точка зрения всех конфликтующих сторон. Вместо этого, мы видим тенденциозную защиту лишь одной стороны — Шапошниковой Л.В. Поэтому, встав на путь необъективности и пристрастности, автор — Виктория Молодцова, — волей или неволей, исказила многие факты. Поэтому у нас по содержанию статьи возникли некоторые вопросы и уточнения.

       Рассмотрим главный из них — на каком основании Шапошникова Л.В. присвоила себе право распоряжаться наследием Рериха и, более того, претендовать на коллекцию картин Музея Востока? Сначала чисто юридическая сторона дела. МЦР не является правопреемником СФР. Неправомерность МЦР представить себя правопреемником СФР подтверждается документами Министерства юстиции РФ от 10.02.93 г. № 11-144/0 и от 30.12.93 г. № 7-1061/0. Вам не нравятся эти заключения? Тогда добро пожаловать в суд. Нет, боятся. Почему боятся?

       После распада СССР наследником его является Россия. Правильно? Значит, фонд должен стать скорее Российским фондом Рерихов. Так? А международная организация — это совсем другое. И С.Н. Рерих ничего о международном фонде не писал и не говорил. Зачем же это было проделано? Значит, это кому-то выгодно. Выгодно, прежде всего, Шапошниковой Л.В. Пусть она опубликует устав МЦР достаточным тиражом, чтобы общественность могла сравнить его с уставом СФР. Не публикует. Не хочет… Между тем, там есть кое-что любопытное. Например, фигурирует некая болгарская фирма “Лада М”, как одна из организаций, по инициативе которых создан МЦР. Каковы права этой фирмы? Чем она так приглянулась руководству МЦР? У С.Н. Рериха про “Ладу М” точно ничего нет. Или этот вопрос поправимый, и вскоре мы сможем узнать, что Святослав Николаевич только о “Ладе М” и говорил? Рассмотрим пункт 1.2. устава МЦР. “Центр является международным неправительственным общественным объединением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами международного права, Уставами ООН и ЮНЕСКО, международными Конвенциями…, действующим законодательством СССР, а также настоящим Уставом”. В уставе же СФР, пункт 1, сказано: “Советский фонд Рерихов (в дальнейшем — Фонд) — всесоюзная самоуправляемая общественная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с Конституцией СССР, законодательством Союза ССР и союзных республик, а также с настоящим Уставом”. Как видим, эти две организации весьма различны.

       С вопросом по завещанию тоже много неясного. Если директор Музея Востока высказывает сомнения в подлинности завещания, значит, он имеет для этого какие-то основания. Почему бы не провести экспертизу документа? Честному человеку бояться нечего.

       Но Шапошникова Л.В. не опубликовала текст завещания (хотя бы фотокопии), не отдает текст на экспертизу. Это факт. Зато Шапошникова Л.В. всячески отрицает подлинность писем Девики Рани-Рерих.

       Напомним, что, после ухода с физического плана Святослава Николаевича, это была прямая и единственная наследница имущества семьи. И, с юридической точки зрения, воля последней имеет решающее значение.

       Для Шапошниковой Л.В. выгодно отрицать подлинность писем Девики Рани-Рерих. Странная позиция. Или ты сомневаешься в подлинности обоих документов (и завещания Святослава Николаевича и писем Девики Рани-Рерих), или признавай подлинность обоих. Но лучший способ борьбы с сомнениями — экспертиза.

       Шапошникова Л.В. же пошла другим путем. Она голословно обвиняет Девику Рани-Рерих в недееспособности на момент подписания писем. Цитата из статьи: “К июню 1993 года состояние Девики Рани не позволяло ей ни писать, ни продиктовать такой текст”. Т. е. немая и недееспособная старуха. Читаем дальше: “письмо Девики Рани-Рерих, которая в это время находилась уже в состоянии полного беспамятства…” Короче, полный инвалид.

       Однако самое интересное начинается позже (с.7., столбец 3 сверху). В отель “Ашок” пробираются некие личности: “Немногие друзья, которым тогда удавалось проникнуть в номер отеля, где жила Рани…”. Так и видятся друзья, по-пластунски пересекающие ковровые дорожки отеля или с использованием веревок спускающиеся с крыши, чтобы “проникнуть” в номер Девики Рани-Рерих.

       Что же увидели эти герои-разведчики? Оказывается, Девика Рани-Рерих в доброй памяти. На вопросы “друзей” Девика Рани-Рерих четко отвечает, что “ничего не знала ни о письме, ни о том, что собирается нарушить волю покойного, ни о том, что собирается сама поехать в Москву”. Вот это номер! На странице 2, в столбце 3 говорится, что Девика Рани-Рерих была полным инвалидом — ни писать, ни говорить не могла, — а тут чудо свершилось, и Девика Рани-Рерих дает показания, выгодные Шапошниковой Л.В. Жаль только, что имена друзей-разведчиков не приводятся. Получается сознательное введение в заблуждение. Может, и не было никакого подвига разведчиков…

       Далее в статье регулярно упоминается Мэри Пунача — женщина, которая обкрадывала семью Рерихов. Но ни к МЦР, ни к Музею Востока она прямого касательства не имела. Но есть интересный абзац: “она скрыла настоящее завещание С. Рериха, произвела на свет фальшивые завещания…”. А это значит, что, возможно, прав В. Набатчиков, и документы МЦР тоже могут оказаться поддельными, а владение наследия незаконным? Во всяком случае, исключить этого мы не можем.

       Кстати, упоминавшийся в статье Деви Дас, якобы “преклонявшийся перед Рерихами и не желавший, чтобы их наследие было пущено по ветру”, на самом деле приложил свою руку к разграблению имения Татагуни. Адвокат Деви Дас оформил 233 акра имения — собственность С. Рериха — на имя плантатора К. Бхагата, последний заплатил 9 млн. 630 тыс. рупий, что было гораздо ниже реальной цены. В дальнейшем адвокат помог плантатору получить и земельные наделы Девики Рани. Вот такой “светлый” человек…

       Наследие Рерихов — это огромные материальные ценности. У нас же в России это еще и власть над душами рериховцев. Потому понять мотивы деяний Шапошниковой Л.В. несложно. Кто такая Шапошникова Л.В. без картин, архивов? Никто. А власть и безнаказанность пьянят. Председательствовать в президиумах, раздавать “медали Рериха” — и вдруг отказаться от этого?! Передать все в Государственный музей?! Да ни за что!

       Министерство Культуры предлагает разрешить конфликт в судебном порядке. Но Шапошникова Л.В. чего-то боится, хотя, исходя из текста статьи, выиграть такой суд ей ничего не стоит. Почему Шапошникова Л.В. не хочет создания Государственного музея Рерихов? Тоже непонятно... Напомним, что еще 4 ноября 1993 года Правительство РФ приняло постановление № 1221 “О создании Государственного музея Рерихов”. Напомним, что говорилось в нем: “Учитывая выдающееся значение творчества Н.К. Рериха в истории отечественной культуры и пожелание г-жи Д. Рани-Рерих, Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:

       1. Принять предложение Министерства Культуры Российской Федерации, поддержанное Государственным комитетом Российской Федерации по управлению имуществом и правительством Москвы, о создании в г. Москве Государственного музея Н.К. Рериха на правах филиала Государственного музея Востока, являющегося особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации....

       7. Министерству Культуры Российской Федерации разработать и осуществить в 1993-1996 годах мероприятия по подготовке экспозиции и открытию Государственного музея Н.К. Рериха в 1996 году, предусмотрев все необходимые условия для сохранения коллекции и приема посетителей.

       Председатель Совета Министров Правительства Российской Федерации В. Черномырдин”.

       Вместо действенной помощи в столь благородном деле Шапошникова Л.В. затевает непонятные игры и делает все, чтобы заблокировать столь нужное для дела Рерихов постановление. Что, государственное финансирование, надлежащий уход за картинами, это плохо?! Никакого покушения на фонды МЦР тоже нет. Но для личной власти Шапошниковой Л.В. Государственный Музей Н.К. Рериха — угроза номер один. Будем надеяться, что вновь избранный Президент даст поручение правительству РФ, и благодарное дело будет завершено, почитатели таланта семьи Рерихов смогут посетить Государственный музей любимого художника.

       А теперь вдумайтесь: МЦР — общественная организация. Если с Шапошниковой Л.В. что-нибудь случится, какова будет судьба коллекции МЦР? Где брать деньги на поддержание коллекции? Сегодня деньги есть, а через год? А через 10? Или однова живем? Есть ли гарантии, что наследие, находящееся в данный момент в МЦР, не будет распродано или разворовано? Собственность-то не государственная, а, по сути дела, частная. Из Индии было вывезено около 5 тонн материальных ценностей. Все ли наследие цело, нет ли утрат?

       За десять лет, прошедших со дня приема наследия, опись поступившего не публиковалась, неизвестно, есть ли она вообще.

       В Государственном Музее такая ситуация практически невозможна.

       Если МЦР будет, по каким-то причинам, ликвидироваться — куда уйдет наследие? С молотка? На нашей памяти рушились и более серьезные общественные организации, так что о возможном будущем думать надо сейчас. Трагедия общественного, по сути, Нью-Йоркского Музея не должна повториться!

       Музей был разграблен и разгромлен ловкими махинаторами, долгое время делавшими вид, что выполняют волю Рерихов. Кстати, это произошло перед планировавшейся Н.К. Рерихом передачей Музея в дар американскому народу.

       Еще несколько штрихов. У МЦР есть не только таинственные друзья, но и не менее таинственные враги, проходящие под кодовым названием “кто-то”. С.7, 1-й абзац: “Таким образом, еще в апреле 1993 г., очень многое было ясно (кому и что? — прим.). И, видимо, кто-то очень хорошо понимал, что происходит”. Найти бы этого понимающего человека… Эти “кто-то” толкнули зам. директора Института Востоковедения Р.Б. Рыбакова написать письмо в Индию. Затем эти кто-то якобы пишут письмо за Д. Рани-Рерих и посылают его.

       Копию письма в аппарат правительства приносит “все тот же Р.Б. Рыбаков”, что автор находит почему-то пикантным. Кстати, встретиться с Рыбаковым автор статьи почему-то не пожелала. А стоило бы узнать точку зрения доктора исторических наук, профессора, директора Института Востоковедения. Более того, он близко знал С.Н. и Д.Р.-Рерих в течение 30 лет и, в отличие от Шапошниковой, лучше представляет их жизнь.

       Своеобразно описаны и представители Министерства Культуры. Это, по сути, банда негодяев, которые “дискредитируют государство”, “не желают решать вопросы по справедливости”, “упорствуют” и “не понимают, что делают”.

       В общем, у товарищей “неправильная позиция, или, как сказали бы в приснопамятные времена — “неверный уклон”. Потому что есть одна генеральная линия — линия Шапошниковой Л.В., (которая многие годы проработала парторгом и соответствующий “опыт” имеет) — непогрешимого, незаменимого и бессменного генсека от рериховского движения. Все, кто с ней не согласен — Министерство культуры, Министерство юстиции, Правительство РФ, Институт Востоковедения, Музей Востока, Академия Художеств, рериховцы с независимой позицией — все это уклонисты. А с уклонистами разговор короткий. Опыт тоже есть.

       Начало деятельности Шапошниковой Л.В. в СФР ознаменовалось “сентябрьской чисткой” 1990 года, когда из Фонда было изгнано 20 человек, работавших на штатной основе, и 65 договорников. Многочисленные нарушения, как кадровой политики, так и финансовой дисциплины, были вскрыты Ревизионной комиссией СФР, после чего, впрочем, была “зачищена” сама Ревизионная комиссия. Сейчас найти в МЦР людей с независимым мышлением невозможно.

       Не пора ли перестать слепо верить на слово Шапошниковой Л.В., даже если она по поводу и без повода величает себя единственной наследницей воли С.Н. Рериха? Зачастую это просто беззастенчивое психологическое давление. Помнится, О. Бендер величал себя сыном лейтенанта Шмидта, разумеется, с материальной выгодой для себя. А чего стоят голословные утверждения о том, что “заботиться о коллекции Рериха, как это делает Центр, никто не станет!” Лучше бы Шапошникова Л.В. позаботилась о человечестве, о судьбах народов всего Мира, — во имя чего России и было передано С.Н. Рерихом наследие его семьи.

       В конце концов, о чем речь — о продолжении и развитии дела Рерихов или о том, чтобы под громкие фразы о “защите” наследия, прибрать к рукам огромные материальные ценности. За куш в 282 картины любой может затеять рискованную игру…

       В чем суть проблемы? МЦР — это частная, никому (ни государству, ни общественности) не подконтрольная фирма. Дело, по сути, идет о приватизации картин Рерихов группой лиц, во главе с Шапошниковой Л.В., а картины эти представляют собой громадную ценность, и не только художественную ценность. Нам вообще непонятно, как люди, не являющиеся юридическими правопреемниками СФР, претендуют на наследие Рерихов?

Т.В. Медведева, С.И. Князев, Д.Г. Орлов
Адрес для переписки: 650099, г. Кемерово,
а/я 792, Орлову Дмитрию Григорьевичу

Страницы