К большому сожалению, в одном ряду с данным утверждением Энтина можно поставить и цитату из книги Л.В.Шапошниковой «Мудрость веков». Так на стр. 443 этой книги она пишет:
«К середине 20-х годов тоталитарные тенденции в России получили свое дальнейшее развитие. События в стране принимали угрожающий характер, чреватый тяжелыми последствиями для ее народа. Россию теперь уже окончательно повели по пути, идущему вразрез с космической эволюцией и ее законами. Летом 1926 года Н.К. и Е.И., отклонившись от маршрута своей Центрально-Азиатской экспедиции, появились в Москве. Они привезли известное всем нам письмо Учителей советскому народу, рукопись очередной книги Живой Этики «Община» и серию живописных полотен Н.К. «Майтрейя». Картины повествовали о Новом Мире. Об этом же говорила и книга. На Рерихов была возложена особая миссия — предупредить Родину о гибельности пути, по которому она уже начала двигаться».
Итак, по мнению Л.В. Шапошниковой основная задача Рерихов в Москве была — «предупредить Родину о гибельности пути, по которому она уже начала двигаться», и у всякого непредвзятого читателя естественно возникает впечатление, что именно об этом и должна идти речь в письме Махатм, привезенном ими в Москву. К сожалению, ни в одной из указанных двух книг Л.В. не нашлось места ни для одной строчки из этого письма. Поэтому предоставим, наконец, слово самим Учителям, которые по утверждению Энтина в 23-ем году предрекали, что «через три года (т.е. в 26-ом году) большевики будут свергнуты», а по мнению Шапошниковой стремились «предупредить Родину о гибельности избранного пути». А вот, что на самом деле говорится в их письме.
«На Гималаях Мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили Землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлющей материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также Мы признали своевременность Вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем, многие построения свершатся в годах 28-31-36. Привет всем, ищущим общего блага!» («Международная жизнь», 1965, № 1, стр.105).
В этом послании Учителя не только не предсказывают краха Советского государства и не говорят о гибельности избранного им пути развития, но, наоборот, говорят о том, что Они признали своевременность Октябрьской революции и посылают всю свою помощь Новому строительству в нашей стране. А ведь это уникальное послание интересно еще и тем, что в нем Учителя, будто заранее предвидя будущие нападки на молодое Советское государство, сами дают им отпор.
Так, например, одно из основных обвинений в адрес большевиков связано с тем, что отделив церковь от государства и провозгласив государственный атеизм, они нарушили естественный ход духовного развития общества. А Учителя на это с высоты своего духовного уровня в позитивном ключе отвечают, что большевики «разрушили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверия» и совершенно верно «признали, что (истинная) религия есть учение всеобъемлющей материи».
Советское государство обвиняют также в том, что в рамках него была уничтожена культура старого общества и создана тоталитарная система, препятствующая свободному развитию человека. А Учителя на это говорят, что на самом деле коммунисты «уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков; разрушили тюрьму воспитания; уничтожили семью лицемерия; сожгли войско рабов».
Большевиков критикуют за уничтожение частной собственности, что якобы привел к снижению частной инициативы и подорвало экономические основы развития государства. А Учителя на это отвечают, что большевики «раздавили пауков наживы; закрыли ворота ночных притонов; избавили Землю от предателей денежных; признали ничтожность частной собственности».
Наконец, некоторые авторы называют Советское государство «империей зла» утверждают, что в рамках него невозможно было никакое успешное эволюционное развитие общества. А вот Учителя по этому поводу говорят, что большевики «угадали эволюцию общины: указали на значение познания; преклонились перед красотою; увидели неотложность построения домов общего блага».
Высокую оценку дают Учителя К. Марксу и В.И. Ленину, на основе учения которых (диалектического и исторического материализма) происходило построение в России Нового социалистического общества. Так в первом (монгольском) издании «Общины» говорится, что:
«...Учитель Ленин знал ценность новых путей. Каждое слово его проповеди, каждый поступок его нес на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создало зовущую мощь. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд» (Введение). И далее: «...наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: «Какие признаки времени Шамбалы?» Отвечено было: «Век истины и мировой общины». Оба вождя одинаково сказали: «Пусть скорее наступит Шамбала». Словами вождей измеряем наследников. Не можем включать в марксизм и ленинизм узость невежества. Если невежда дерзнет называть себя марксистом или ленинистом, сурово скажите ему — явное предательство основ общины» (ч. III, гл. II, п.26).
А вот какую оценку Ленина устами Бердяева дает в своей книге «Веление Космоса» Л.В. Шапошникова:
«Революционность Ленина имела моральный источник, он не мог вынести несправедливости, угнетения, эксплуатации. Но став одержимым максималистической революционной идеей, он, в конце концов, потерял непосредственное различие между добром и злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость» (Н.А.Бердяев. «Истоки и смысл русского коммунизма», стр.97).
А теперь сравним это с тем, что говорят о последних годах, днях и даже часах жизни Ленина Учителя: «Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его сознание, как в пещеру, сосредоточилось, и вместо недовольства и жалоб он удивительно использовал последнее время. И много молчаливой эманации воли посылал он на укрепление дела. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу.
Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости он даже помог делу Будды. И нет области, которую он бы отверг подобно разным правителям.
Книги его мы меньше любим и самое ценное в нем в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги. Ленин — это действие, а не теория» («Община», ч. II, гл. I, п. 1).
Самое интересное, что на стр. 124 своей книги Л.В. приводит последнее предложение из этого высказывания Учителя: «Ленин — это действие, а не теория», однако (отбрасывая все остальное) она окружает его объемными высказываниями Бердяева, которые полностью искажают смысл, а, самое главное, дух слов Учителя. Понятно, что приведенные выше слова Учителя о том, что «даже в болезни не покинуло его (Ленина) твердое мышление», что «его последние часы были хороши» и «даже последний вздох он послал народу», никак не согласуются с формируемым ею в книге тоталитарным образом основанного Лениным Советского государства, и поэтому она заменяет эти слова Учителя на высказывания Бердяева, в которых Ленин «...в конце концов, потерял непосредственное различие между добром и злом, потерял непосредственное отношение к живым людям, допуская обман, ложь, насилие, жестокость». Более того, она утверждает, что «в отличие от многих, его (Бердяева) оценки (Ленина) не страдают однобокой мифологичностью». Это как же понимать? По мнению Шапошниковой выходит, что «однобокой мифологичностью» страдают оценки, которые дал Ленину Учитель?