И вот здесь, как мне кажется, уместно еще раз повторить сформулированное выше основное положение о том, что нравится нам это или нет, но УЧИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ! И если некоторые из его Указаний нам пока непонятны, то это говорит лишь об ограниченности нашего земного сознания.
Однако продолжим наш анализ эволюционного значения Советского периода развития России с точки зрения Указаний, данных Учителями, к которым мы, без сомнения, можем отнести Николая Константиновича и Елену Ивановну Рерих. Итак, может быть действительно надежды Учителей на успешное строительство Нового общества в нашей стране (высказанные ими в 20-х годах) не оправдались, и (как утверждает Л.В.Шапошникова) в результате этого строительства «страна захлебнулась в миазмах гниющего тоталитарного болота», и тем самым «новый мир» и «новый человек», созданные в тоталитарной России, ни в коей мере не соответствовали задачам и целям Космической эволюции»?
Для ответа на этот вопрос сначала перенесемся в 1936 год и предоставим слово Е.И.Рерих, которая в одном из своих писем, написанных в этом году, приводит достаточно обширную цитату из письма Максима Горького (Е.И. назвала это письмо Горького замечательным). Важно подчеркнуть, что в этом письме М. Горького по существу дается достойный ответ на еще одно стандартное обвинение, выдвигаемое против Советского строя. Многие его недруги говорят, что в Советском государстве тщательно замалчивались все недостатки и воспевались только положительные стороны его развития, которые при этом еще и всячески преувеличивались. Прежде всего, заметим, что, как указывается в Учении, правильное отношение к Человеку (а значит и к государству) как раз и предполагает увеличение в несколько раз его достоинств и уменьшение его недостатков. Такой взгляд на Человека и общество естественно ускоряет их эволюционное развитие.
А вот, что писал по этому поводу Максим Горький:
«Суть в том, что искреннейше и непоколебимо ненавижу правду, которая на 99 процентов есть мерзость и ложь. Вам вероятно известно, что будучи в России, я публично и печатно, и в товарищеских беседах выступал против «самокритики», против оглушения и ослепления людей скверной ядовитой пылью будничной правды. Успеха я разумеется не имел. Но это меня не охлаждает, я знаю, что 150 млн. массе русского народа эта правда вредна и что людям необходима другая правда, которая не понижала бы, а повышала рабочую и творческую энергию. Такая правда, возбуждая доверие человека к воле своей, к разуму, уже посеяна в массе; она дает превосходные результаты. Я имею в виду не только электрификацию и индустриализацию, развитие сельскохозяйственной культуры и все прочее, что совершенно напрасно зря порочит ваша (западная) пресса. Не поверите и в то, что убийства селькоров и активистов деревни — это борьба против культуры, борьба отцов с детьми, борьба индивидуалистов против коллективистов, борьба, которая будет развиваться до полной победы последних над первыми. Оставим это.
Для меня важно, главным образом вот что: быстрый и массовый рост личности, рост нового культурного человека (а Л.В. пытается нас убедить, что в тот период русскому народу прививалось рабское сознание и тоталитарное мышление), важен рабочий сахарного завода, который читает Шелли в подлиннике, важен человек широкого и здорового интереса к жизни, человек, понимающий, что он строит новое государство, человек, живущий не словом, а страстью к деянию, к действию. Человека этого я, разумеется, наблюдал не только за время своего пребывания в России истекшим летом — я с ним нахожусь в общении более 4-х лет. Это — превосходный человек, но — он очень горяч и доверчив. Ему не нужна та мелкая проклятая правда, среди которой он живет, — ему необходимо утверждение той правды, которую он сам создает. Он ее создаст и утвердит на своей земле. Вы скажете, что я — оптимист, идеалист, романтик и так далее. Это — Ваше дело. Мое — посильно объяснить Вам, почему я «односторонец».
В заключение скажу Вам: удивительно хорошо, бойко и деятельно живет молодежь в России. Всего доброго. А.Пешков»
«Вот именно от этой будничной правды, от этой мерзейшей лжи человечеству пора бы отвыкать. Пора расширять свой кругозор», — добавляет от себя Е.И.Рерих.
Важно подчеркнуть, что именно эта «будничная правда, которая на 99 процентов есть мерзость и ложь», и на которой в период перестройки паразитировали наши многие «демократические издания», внушая нам, что весь советский период в обществе господствовали страх, насилие, подозрительность и ложь; так вот именно эта «будничная правда» явилась тем основным информационным оружием, при помощи которого враги России пытаются ее духовно уничтожить.
Продолжая наш анализ эволюционного значения Советского периода развития России с точки зрения Указаний, данных Учителями, перенесемся в 1941 год. Подошел к концу первый двадцатилетний период мирного строительства в нашей стране. Преодолена разруха гражданской войны, завершена коллективизация сельского хозяйства (что резко повысило его эффективность), в кратчайшие сроки (вспомните лозунг «Пятилетку — в четыре года») создана собственная тяжелая (в том числе и военная) промышленность, Россия стала страной всеобщей грамотности, активно развиваются наука и искусство. И, в то же время, имели место жестокие кровавые репрессии (особенно в период коллективизации), разрушено много храмов и других памятников Культуры. В эти годы Н.К.Рерих гневно пишет о недопустимости репрессий, связанных с физическим насилием над людьми, о недопустимости уничтожения культурных и художественных ценностей. В своем письме от 16.10.41 (которое он назвал «Переживем»), отвечая на вопрос о том, действительно ли в Советской России уничтожены некоторые его художественные творения, он с горечью говорит, что все это «правда и какая недопустимая правда!». Труден для Рериха и ответ на вопрос: почему «художники, ученые и все, причисляющие себя к культурным деятелям, безмолвствуют, видя подобные антикультурные акты?». «Ясно (Рериху) лишь то, что русский народ (строящий Новое общество) — это одно, а разрушители (яростно сопротивляющиеся этому строительству) — совсем иное». И поэтому «ничто не воспрепятствует (Рериху) служить Родине и народу русскому, а разрушители отметутся, как и все, чему сроки приходят».
Однако, как же в целом оценивали Учителя результаты строительства Нового общества в нашей стране в 1941 году, перед самым началом Войны. Ответ на этот вопрос они поручили дать Н.К. Рериху, который в своем письме от 21 июня 1941 года, написанном за день до начала Великой Отечественной Войны и озаглавленном «Бесспорное» (мы приводим это письмо целиком), написал следующее:
«Экий спор! Один толкует: «Сам народ преуспел». Другой настаивает: «Без партии не вышло бы». Третий добавляет: «Без отваги не удалось бы». Четвертый утверждает: «Сроки подошли». Если бы и сотню спорщиков собрать, каждый нашел, что прибавить, но главное осталось бы незыблемо.
На русский народ обращены глаза всего мира. Все поняли, что он держит чашу весов. Он достиг, он преуспел. От него зависит решение. Об этом и спора не будет.
Простите, что опять записываю свое восхищение русскими достижениями. Ярки они, воодушевляют они, и радостно, что именно нашему народу выпала такая судьбина. Поверх всяких суждений и споров высится сияющая сущность.
Смешно видеть, как вокруг достижений русских плетутся всякие наветы, интриги. Каждое лукавое хитросплетение лишь показательно, насколько народы мира отдают должное значению русской мощи. Сейчас об этом — ни напечатать, ни даже послать куда. Так — в пространство! «И высоко и далеко на родимую сторону!» Долетит ли мысль? Она-то долетит, но воспринята ли будет? Уж больно напряжены токи, напряжены люди.
Пусть бесспорное широко растекается. Укрепилось войско — бесспорно! Осознались колхозы — бесспорно! Растет продукция и качество — бесспорно! Умножаются научные достижения — бесспорно! Звенит песнь, творятся произведения — бесспорно! Народу дается образование и научные сведения — бесспорно! Слушают и в близких и в дальних странах о росте преуспеяний. Радуются друзья, закусывают губы враги.
Много врагов. По длине тени вычисляется рост предмета. «Скажи, кто твои враги, и я скажу, что ты есть». И народ русский может перечислять врагов. Каждое такое имячко будет ему почетно. Пусть злобствуют. Пусть наливаются завистью — это неизбежно.
Бесспорное всегда особенно озлобляет вражескую сущность.