Страницы   10    Основная страница


       Письмо 42. Игра в "веришь - не веришь".

       Однажды я встретил человека в театральном костюме, который объявил мне, что он Шекспир. Теперь я уже привык к таким заявлениям, и они не удивляют меня, как удивляли семь-восемь месяцев тому назад (да, я все еще держу счет вашим месяцам, имея для того особую цель). Я спросил этого человека, какого рода доказательства может он привести для подтверждения своей претензии? На это он мне ответил, что претензия его не требует никакого доказательства.

       - Этот номер со мной не пройдет, - сказал я, - ведь я старый законовед!

       На это он засмеялся и спросил: - Но почему бы и вам не присоединиться к игре?

       Я рассказываю вам эту довольно бессмысленную историю потому, что она иллюстрирует интересную сторону здешней жизни.

       Несколько раньше, одна вновь перешедшая сюда леди, увидев меня одетым в римскую тогу, подумала, что я Цезарь; я сказал ей тогда, что все мы здесь актеры. Я подразумевал, что мы, подобно детям " переодеваемся", когда хотим подействовать на свое собственное воображение, или когда хотим оживить какую-нибудь сцену из прошлого. Это разыгрывание роли бывает обыкновенно вполне невинно, хотя иногда самая легкость, с которой это делается, приносит с собой соблазн к обману, в особенности, когда дело касается земных людей. Вы догадываетесь, о чем я хочу сказать. Лгущие духи, на которых так часто жалуются посетители спиритических сеансов, принадлежат зачастую к этим астральным актерам, которые нередко гордятся тонкостью своей игры.

       А потому не будьте слишком уверены, что дух, выдающий себя за вашего покойного дедушку, есть и в самом деле эта уважаемая особа. Он может оказаться просто актером, играющим свою роль для своего и вашего развлечения.

       Как же различить такую игру? - спросите вы. - На это трудно ответить. Я бы сказал, что самое верное доказательство - в собственном глубоком и неэмоциональном убеждении, что перед вами находится подлинный дух. Есть какой-то инстинкт в человеческом сердце, который никогда не обманет нас, если мы без страха и без предубеждения будем поддаваться его решению. Как часто в мирских делах мы действовали вопреки этому внутреннему указателю и оказывались на неверной дороге!

       Если у вас будет инстинктивное чувство, что этот невидимый и даже видимый дух не то, за что он себя выдает, лучше прекратить всякое общение с ним. Если он подлинный и имеет сказать вам нечто существенное, он неизбежно снова придет к вам; ибо так называемые мертвые чувствуют нередко потребность войти в общение с живыми.

       Но, как общее правило, разыгрывание роли в здешнем мире носит невинный характер и не имеет в виду обмана. Это - потребность большинства людей быть по временам не тем, что они есть. Бедный человек, который, одевшись в свое лучшее платье, проматывает в один вечер свое недельное жалование, разыгрывая богача, действует по тому импульсу, который заставлял человека моей истории уверять, что он Шекспир. И женщина, одевающаяся выше своих средств, разыгрывает ту же самую игру с собой и со своим обществом.

       Всем детям хорошо знакома эта игра. Они скажут вам самым убеждённым тоном, что они Наполеон Бонапарт или Георг Вашингтон и очень обидятся, если вы поднимете их на смех.

       Очень возможно, что мой приятель с шекспировским стремлением был любительским актёром на земле. Если бы он был профессиональным артистом, он, наверное, назвал бы своё имя, более или менее неизвестное, поясняя при этом, что он был всем известной знаменитостью, такой-то.

       Здесь очень часто гордятся своими земными талантами, особенно те, которые недавно перешли сюда. Со временем это проходит, и интересы становятся более общими.

       Люди не перестают быть людьми только потому, что они перешли границу видимого для вас мира. В действительности их характерные черты становятся ещё более преувеличенными, потому что здесь гораздо меньше запретов. Здесь не налагается никаких наказаний за принятие на себя чужого имени. Такие вещи не принимаются здесь всерьёз, ибо для более острого зрения этого мира надетые личины слишком прозрачны.

        

       Письмо 43. Наследники Гермеса.

       Много верного, но точно так же много и вздора говорится об Адептах и Учителях, которые живут и работают на невидимых планетах. В настоящее время и я живу на так называемом астральном плане, и то, что скажу вам о нём, есть результат опыта, а не теории.

       Я встречал здесь Адептов - да, и Учителей. Один из них научил меня многому и руководил моими первыми шагами в этом мире.

       Не бойтесь верить в Учителей. Учителя, это люди, поднявшиеся до высочайшей ступени могущества: и они всегда - всё равно, воплощены они, или развоплощены - работают на этом плане жизни. Учитель может вступать на него и снова удаляться по желанию.

       Нет, я не собираюсь объяснять, как это делается. Слишком быстрые люди, не достигшие степени Учителя, могли бы попробовать и - не вернуться назад. Знание есть сила, которая может быть опасна, если она применяется без достаточного запаса мудрости.

       Все человеческие существа носят в себе зародыши Учительства. Это может послужить ободрением для людей, которые стремятся к более интенсивной жизни, чем обыкновенное существование. Но достижение ступени Учителя есть постепенный и обыкновенно очень медленный рост.

       Мой здешний руководитель принадлежит к ступени Учителя.

       Здесь есть руководители, которые не достигли этой ступени, точно так же как есть преподаватели на земле, которые не достигли звания профессора; но тот, кто имеет желание учить тому, что знает сам, находится на верной дороге.

       Я не стану скрывать, что мой Учитель одобряет моё стремление познакомить мир с здешней жизнью, которая непосредственно следует за тем, что вы называете смертью. Если бы он не одобрил, я преклонился бы перед его высшей мудростью.

       Нет, дело не в его имени. Я буду продолжать называть его моим Учителем, когда буду от времени до времени приходить к вам. Через некоторое время я, вероятно, совсем перестану приходить. Не потому, что я перестану интересоваться вами; но потому, что я должен буду удалиться далеко от вашего мира, чтобы узнать вещи, понимание которых требует ослабления земных связей. Позднее я, может быть, снова вернусь; но я не даю обещание. Я приду, если смогу, если это окажется мудрым, и если вы будете в настроении принять меня.

       Не думаю, чтобы я мог сообщаться через кого-нибудь другого и писать письма, подобные этим. Мне пришлось бы провести другую личность через тот же процесс, через который прошли вы, и я знаю, что немногие, даже из тех, которые были моими друзьями, способны довериться мне в такой же степени, как вы. И потому, после моего удаления, не закрывайте дверей слишком плотно на случай, если бы я захотел снова придти, ибо возможно, что я сообщу вам нечто чрезвычайно важное. Но с другой стороны, сами вы, пожалуйста, не зовите меня: таким зовом вы можете отвлечь меня от важной задачи. Я не могу сказать наверно, что Вам в силах это сделать, но это возможно, и это было бы нежелательно для меня.

       Остающийся на земле может призывать с такой сосредоточенной силой друга, перешедшего далеко за земную атмосферу, что этой душе придётся вернуться слишком рано в ответ на горячий призыв.

       Не забывайте мёртвых, пока они не приобретут достаточно силы, чтобы быть счастливыми без вашей памяти о них; но не наседайте слишком сильно на них.

       Учителя, о которых я только что говорил, могут оставаться и близко и далеко, как им захочется; и они могут отвечать или не отвечать, но обыкновенная душа очень чувствительна к призыву тех, которых она любила на земле.

       Мне пришлось видеть мать, усиленно отвечающую на слезы и мольбу своего ребёнка, но ей не удалось дать ему почувствовать своё присутствие. Такие неудачи бывают причиной большой грусти для некоторых матерей.

       Однажды мне удалось видеть моего Учителя, как он помог одной матери войти в сношение с осиротелой дочерью, бывшей в большом горе. Сердце моего Учителя отзывается с необыкновенной нежностью на страдания мира; и в то же время он объясняет с необыкновенной силой величайшие проблемы мысли. Он являет собой олицетворение трижды великого Гермеса Трисмегиста - великого телом, великого умом, великого сердцем.

       Он очень любит детей, и однажды, когда я был невидимо в доме одного из моих земных друзей, и его маленький сын, упав, расшибся и начал горько плакать, мой великий Учитель, которого я видел буквально повелевающим "легионом ангелов", наклонился в своей астральной форме над ребёнком и начал утешать и ласкать его.

       Меня это очень поразило, и я сказал ему о своём удивлении: он ответил на это, что помнит своё собственное детство в различных странах, и что в памяти его сохранилось до сих пор ощущение от физической боли и потрясение от физического падения.

       Он прибавил, что дети страдают гораздо более, чем старшие думают, и что смятение, которое вызывается приспособлением к новому, нежному и растущему телу, вызывает часто сильное страдание.

       Так, постоянный крик некоторых младенцев вызывается их бессилием перед Геркулесовой задачей сформировать то тело, через которое будет проявляться их дух.

       Он рассказал мне историю одного из своих прежних воплощений, когда он ещё не был Учителем, и какого тяжёлого труда ему стоило построить для себя тело. Он мог припомнить малейшие подробности той далёкой, далёкой жизни. Однажды мать наказала его за что-то, чего он не сделал, и когда он стал отрицать свою вину, она бранила его за ложь, не понимая - несмотря на всю свою доброту - что правда была в самой основе той души, которой она дала внешнюю форму. Он прибавил, что именно после этого детского страдания, столетия назад, началась его сознательная борьба против несправедливости, которая сделала из него друга и наставника человечества.

       Он придаёт большое значение восстановлению памяти прошлого, потому что эти воспоминания раскрывают перед нами все пути, по которым шло развитие нашей души.

       Как общее правило, Учителя не говорят о своём прошлом и ссылаются на него только тогда, когда их личный опыт помогает понять тот или другой закон, который они хотят разъяснить. Идущего ощупью чрезвычайно ободряет мысль о том, что достигнувший больших высот должен был проходить через те же испытания, которые в настоящее время мучают его.

        

       Письмо 44. Невидимые Рождественские Дары.

       Ещё не поздно пожелать вам весёлых рождественских праздников.

       Как я узнал, что у вас Рождество? Я заглянул в знакомые мне дома и увидел там деревья, увешанные блестящими украшениями и дарами. Вас удивляет, что я мог видеть их? Но вы забываете, что мы освещаем своё место, а когда мы знаем, как нужно смотреть, мы начинаем видеть позади покрывала.

       Я не могу вам прислать материальный дар, который вы могли бы повесить на своё рождественское деревце; но я могу послать вам доброе пожелание к празднику.

       Матери, покинувшие маленьких детей на земле, хорошо знают, когда на земле приближается Рождество. Иногда они приносят невидимые дары, сделанные силой воображения и любви из тонкой субстанции этого мира. Я видел одну бабушку, которая в течение всего сочельника разбрасывала цветы вокруг любимых внучат. Благоухание этих цветов должно было проникнуть и в атмосферу земли.

       Не приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать внезапно нежный аромат, который исходил непонятно откуда? Если да, то возможно, что кто-нибудь, любя, осыпал вас невидимыми цветами. Любовь сильнее смерти.

       Обычай праздновать Рождество очень хорош, если вы не забываете истинного значения этого празднества. Для одних он означает рождение духа смирения и любви; и хотя любовь и смирение были в мире и прежде появления Иисуса из Назарета, но никогда, ни раньше, ни позднее, не приходили они с такой могучей силой. Были ли Вифлеемские ясли физической реальностью или символом, это не делает никакой разницы.

       Странник, такой как я, желающий перенестись в определённое небо, должен прежде всего почувствовать то же, что чувствуют души, наслаждающиеся этим небом, и тогда только может он вступить в общение с ними. Он никогда не может оставаться только простым зрителем. Вот почему я лично избегаю того, что называют адом; но небеса я посещаю часто. Посещал я и христианские небеса и знаю их красоту. "В доме Отца Моего обителей много". Это верно.

       Был я также и в чистилище римских католиков. Не относитесь высокомерно к тем, кто заказывает мессы для упокоения души усопшего. Бывает, что его душа сознаёт такую заботу о нём. Она может даже слышать музыку и пение, а иногда до неё может достигать фимиам; но главное - души усопших чувствуют силу мысли, направленную к ним. Чистилище реально в смысле реального переживания. Если вы хотите называть его сном, называйте, но сновидения бывают иногда страшно реальны.

       Даже и те из перешедших сюда, которые не верят в чистилище испытывают временно большую грусть, пока не приспособятся к новым условиям здешней жизни. Но если бы кто-нибудь сказал им, что они были в чистилище, они бы отнеслись к этому заявлению отрицательно, и тем не менее признались бы, что состояние их было мучительно. Самый верный путь для того, чтобы избежать этот тяжёлый переходный период, это переступать в иной мир с полной верой в бессмертие, с полной верой в силу души творить условия своего существования.

       Недавно моё сердце переполнилось любовью ко всем людям, и душа моя была полна идеей Христа. Вероятно, благодаря этому, я легко поднялся в самые высокие из христианских небес; и я увидел Того, Кого называют Спасителем, во всей Его красоте. Он тоже спускается по временам в ваш мир.

       Не знаю, смогу ли я вам объяснить это? Любовь Христа всегда присутствует в мире, ибо всегда существуют сердца, которые поддерживают её свет. Если бы мысль о Христе Искупителе поблекла в земном мире, Он, по всей вероятности, возвратился бы на землю, чтобы снова зажечь пламя в человеческих сердцах; и что бы ни думали позитивно-настроенные умы, никогда не была эта идея более реальна, чем теперь.

       Мир совсем не в таком плохом состоянии, как некоторые думают. Не удивляйтесь, если скоро настанет настоящее возрождение духовности. Всё на свете подвержено закону ритма.

       Ангелы Христианских небес знают, когда празднуется Рождество на земле. Иисус Назаретский есть реальность. Как духовное тело, Он существует во времени и в, пространстве; как Христос, как прообраз духовного человека, Он существует в сердцах всех людей, в которых пробуждена эта идея. Он - то же, что Свет, отражённый во множестве водяных капель. Он образец величайшего Учителя. Он усвоил Закон и провёл его через свою жизнь. И когда Он сказал: "Отец и Я - Мы одно", Он этим указал всем людям, как осуществить в себе высокую Ступень Учителя. И если кто-либо спросит, какова цель земной жизни, скажите им, что цель эта - эволюция Учителя из человека. Вечность долга. Цель светит для каждого, у кого есть сила, а кто не в силах вести, тот может служить.

       Я не решусь сказать, что каждый из нас достаточно силён, чтобы достигнуть Учительства; но никто из нас не может быть настолько слабым, чтобы не иметь хотя бы небольшой части в великой задаче развития Учителя из человечества. Великое счастье служить. И те, которые служат, получают свою награду.

       Большая ошибка, которую делают все, оспаривающие проблему эволюции, состоит в непонимании факта вечности, как вечности, в непонимании, что быть бессмертным - значит не иметь ни начала, ни конца. Времени достаточно для развития, если не в одном цикле жизни, то в другом, который последует за ним; ибо ритм не прекращается.

       Пока я был на земле, я не владел идеей бессмертия; и только здесь, когда я начал собирать нити моего собственного прошлого, я понял. Более всего помогло мне в этом явление, которое я знаю, как "Прекрасное Существо"; оно научило меня упиваться торжеством бессмертия, оно, которое играет с бесконечностью, как дитя играет с шариками. Когда Прекрасное Существо говорит: "я есмь", вы чувствуете также, что и вы есть.

       Когда Прекрасное Существо говорит: "Я срываю столетия, как дитя обрывает лепестки маргаритки и отбрасываю плодоносное семя, чтобы вырастали цветы, приносящие новые столетия", вы испытываете - но нет таких слов, которые могли бы выразить восторг бессмертия, который чувствуешь под влиянием радости Прекрасного Существа.

       Вы совсем забываете, что считали себя существом из плоти, когда этот светлый гений сознательного бессмертия ликует в упоении своим собственным бытиём. Когда Прекрасное Существо берёт вас с собой на прогулку по "небесным лугам", вы чувствуете себя как один из сонаследников вселенских владений.

       Прекрасное Существо было со мной в тот раз, когда я достиг высочайших христианских небес. Если бы я мог выразить то, что я там испытал, возможно, что вы начали бы спешить сюда, а вы должны оставаться на земле ещё долгое время, вы должны познать реальность бессмертия, оставаясь во плоти, и должны передать другим это знание.

       Я говорил вам о тех небесах, в которых пребывают обыкновенные добрые люди; но те, которые любят Бога с глубокой страстью, те достигают таких высот созерцания и экстаза, каких человеческая речь не в состоянии описать. Рядом с Прекрасным Существом я испытал эти экстазы прошлую ночь, когда вы были погружены в сон. Где я буду в следующий Рождественский сочельник? Где-нибудь во Вселенной; ибо мы не можем покинуть её, если бы даже захотели. Вселенная не может обойтись без нас, она была бы неполна. Возьмите эту мысль с собой в наступающий Новый год.

        

       Письмо 45. Высший мир грёз.

       Я давно не был у вас потому, что занят был опытом. С тех пор, как я перешёл сюда, я так часто видел мужчин и женщин, находящихся в состоянии субъективной радости блаженных сновидений, если можно употребить это слово, что я решил в свою очередь провести несколько дней, погрузившись в свой внутренний мир, чтобы испытать то же самое, что испытывают они. Я долго колебался, потому что не хотел засыпать на долгий срок и терять время, ценное и для меня, и для вас.

       Но когда я однажды выразил перед Учителем моё желание посетить высшую страну грёз, заключённую в моём собственном сознании, и высказал страх, что я могу надолго заснуть, -он обещал найти меня и пробудить ровно через семь дней по земному исчислению, если я сам не проснусь ранее этого срока. "Ибо, сказал он, вы можете установить в своём сознании будильник, на который можно положиться вполне".

       Этот факт был мне известен по прежним опытам, но я боялся, что психический сон глубже обыкновенного земного сна, и что мой будильник не начнёт действовать в назначенное время.

       Во время земной жизни, я часто слышал рассуждения о Том, что духи, вступающие в общение со своими друзьями, почти ничего не говорят о своей потусторонней жизни. Очень возможно, что причиной служит неуверенность в том, что их поймут, если бы они вздумали описать своё новое существование, до того оно разнится от жизни на земле.

       Кроме того, большинство пребывающих здесь душ впадает в состояние грёз или сновидений, которые и я решил испытать на себе. Некоторые души просыпаются от времени до времени, и тогда они могут проявить интерес к явлениям и людям на земле; но если сон очень глубок, и душа желает покинуть всё земное, тогда это подсознательное состояние может длиться беспрерывно в течение многих лет и даже столетий. Но душа, которая в состоянии спать в течение столетий, принадлежит, вероятно, к тем душам, жизненный ритм которых очень медленен.

       Итак, перед тем как погрузиться в глубокий сон я наложил на себя зарок оставаться недолго в этом состоянии.

       Да, эта страна грёз внутри меня самого была поистине полна чудес! На языке теософов это, наверное, и означает их отдых в блаженстве Девакана. Но как бы ни называть это переживание, оно стоит того, чтобы быть незабвенным.

       Я закрыл глаза и погрузился глубже чем мысль, туда, где беспокойные волны жизни затихают, и душа становится лицом к лицу с собой и со всеми чудесами прошлого. В этом состоянии всё очаровательно. И если при этом душа способна запомнить свои сновидения, как это было со мной, в таком случае состояние грезящего несравнимо ни с чем.

       Погружаясь, я решил наслаждаться, и я действительно наслаждался. Я нашёл там призраки всех, кого любил в земной жизни. Они улыбались мне, и я понял тайну каждого из них, и что именно притягивало нас друг к другу.

       Я нашёл там и все мои старые честолюбивые мечты, и я наслаждался плодами всех моих трудов на земле. Прекрасный мир, розовый как весенняя заря, этот внутренний мир души, и каждое желание сердца пребывает в нём. Не удивительно, что напряжённая земная жизнь бывает так часто тяжёлой и утомительной: эта жизнь грёз, следующая за ней, так прекрасна, что равновесие должно быть соблюдено.

       Отдых! Покой! На земле вы не знаете значения этого слова. Я отдыхал всего семь дней; но до такой степени восстановились мои силы, так освежились они, что не будь у меня иных намерений, я мог бы кажется снова вернуться на землю.

       Не пренебрегайте отдыхом, вы, которые продолжаете вести трудовую жизнь под лучами земного солнца. Ибо каждый лишний час полного покоя увеличивает вашу трудоспособность. Не бойтесь. Вы не расточаете время, когда тихо лежите и мечтаете. Как я уже говорил, вечность долга. Существует достаточно придорожных убежищ для отдыха, на пути следования циклов времён.

       Если вам хочется долгого, долгого небесного отдыха - что же, пользуйтесь им. Наслаждайтесь им даже на земле, если это привлекает вас. Не будьте всегда в напряжении, даже и в вашем литературном труде. Идите на простор и затейте игру с белками, или растянитесь у горящего камина и мечтайте вместе с домашней вашей кошкой. Кошка, наслаждающаяся дремотой у тлеющего очага, наслаждается точно так же и ловлей мышей, смотря по настроению. Она не может вечно охотиться, так же и вы.

       Попробуйте когда-нибудь погрузиться в Девакан, и вы увидите, до какой степени это освежит вас. Может я неверно употребляю слово "девакан", вы знаете, что я никогда не был силён в теософических учениях. Так, я слышал, что Нирвана определяется как состояние высшей степени напряжённого движения, до того быстрого, что оно кажется неподвижным, подобно пущенному волчку или крыльям летящего колибри. Но Нирвана не для всех людей, по крайней мере, не для всех современных людей.

       Я упомянул о чудесах моего блаженного семидневного отдыха, но я не могу описать их. Разве это возможно? Один великий поэт сказал однажды, что нет мысли и нет чувства, которое не могло бы быть выражено словами. Может быть, он потерял свою уверенность теперь, когда провёл около 60-ти земных лет в этой стране чудес.

       Когда я решил насладиться отдыхом, я приказал своей душе сохранить все мои сновидения. Конечно, я не могу сказать, не ускользнуло ли которое-нибудь из них, как и вы, просыпаясь, не можете сказать, все ли ночные переживания сохранились в вашей памяти. Но когда я вернулся в нормальную жизнь этого мира, которую вы называете астральной, я чувствовал себя как путешественник, возвратившийся из дальнего странствия с запасом чудесных приключений, которые ему не терпится рассказать. Но только я не рассказывал их никому. И кто бы стал слушать эти грёзы и видения? Я не хочу надоедать никому, даже и моим "развоплощённым" сожителям. Будь это Ляйонель, я позабавил бы его моими рассказами; но он потерян для меня на время.

       Кстати, в его случае почти совсем не было деваканического отдыха. Оттого ли, что перейдя сюда так рано, он не успел исчерпать нормальный ритм? Возможно. Если бы он остался здесь до полного возраста, он бы также устремился к более глубокому внутреннему миру. Но я не хочу рассуждать; это летопись переживаний, рассуждения я предоставляю вам.

       Я нашёл в моём мире грёз прекрасное, невыразимо прекрасное лицо. Я не скажу вам чьё; пусть это останется моей тайной. Несомненно, я видел много лиц, но одно было всех прекрасней, и это не было лицо "Прекрасного Существа". Прекрасное Существо я вижу только тогда, когда обладаю вполне ясным сознанием, когда я бодрствую. Я никогда не видел его во сне, лишь его призрак проносился перед мной в сновидениях. В стране грёз, о которой идёт речь, мы видим лишь то, что существует в нашем собственном сознании. Там нет вещей, только воспоминания о вещах, только изображения их.

       Воображение творит в этом мире, как оно творит в вашем: оно настоящим образом формует из тончайшей субстанции; но в этой области, которую я назвал "высшей областью грёз", я не думаю чтобы мы формовали из субстанции. Это - мир световых и теневых картин, слишком тонких, слишком неуловимых, чтобы можно было описать эту волшебную игру света и тени. Словами этого не передашь. Разве вы можете описать аромат цветов? Разве вы расскажете, как ощущается поцелуй? И даже, если бы вздумали рассказать любую испытанную эмоцию, например, страх - разве человек, никогда не испытывавший страха, мог бы понять вас? Также и я не могу описать, как можно грезить в этом духовном мире грёз. Одно скажу: как бы вы ни наслаждались, каким бы восторгом ни упивалось ваше сердце, пока вы все ещё в теле, - вы будете иметь лишь тень от тени того, что я испытал за эти семь дней, отражение отражения той реальной мечты, которую я пережил в этой волшебной стране грёз. Отражение отражения! Мне нравится это выражение. Оно даёт верную картину, хотя и не передаёт непосредственного впечатления. Попробуйте же грезить, и хотя вы ещё на земле, возможно, что вы уловите отражение от отражения невыразимых словами радостей духовного мира грёз.

10